В электросетевую инфраструктуру должно вкладываться гораздо больше средств, чем сейчас. Об этом на первом заседании Энергетического клуба Бизнес-школы МИМ заявила директор департамента энергосбытовой политики ООО «Укрэнергоконсалтинг» Наталия Костишена.
Качество электроэнергии, которую мы потребляем, обеспечивается операторами системы распределения и зависит от степени износа сетей и уровня инвестирования в их модернизацию. В настоящие время инвестиции в распределительные сети недостаточны для улучшения качества электроснабжения. Износ сетей сейчас составляет порядка 60-70%, сообщила Наталия Костишена. В реальных ценах инвестиции последние годы снижаются, и фактически позволяют лишь поддерживать износ сетей на нынешнем уровне. Чтобы изменить ситуацию, необходимы долговременные инвестиции на порядок большего объема.
«Что касается качества, то типичные проблемы – перебои электроснабжения, низкое напряжение. Перспективы улучшения качества не очень хорошие. Нынешний уровень инвестирования лишь поддерживает сети, но не дает возможности развивать их», - сказала эксперт.
По ее словам, обеспечить необходимый объем инвестиций можно было бы за счет введения т.н. RAB-тарифов – стимулирующего тарифообразования, при котором энергораспределительные компании получают средства из утвержденного для них тарифа пропорционально объему вложений в инфраструктуру.
«Уже давно идет разговор о введении RAB-тарифов для распределительных компаний чтобы была возможность привлекать инвестиции и больше вкладывать в модернизацию инфраструктуры», - сказала Наталия Костишена.
Сейчас компании, работающие на рынке распределения электроэнергии стремятся повышать качество своих услуг путем развития сервисной составляющей. Они открывают колл-центры, центры обслуживания потребителей, проводят мониторинг качества предоставления услуг, компенсируют потребителям перебои энергоснабжения и пр. Но все это не решает основной проблемы – изношенности инфраструктуры.
Наталия Костишена также отметила, что введение нового рынка электроэнергии открыло новые возможности для всех потребителей. в первую очередь это возможность выбирать себе поставщика.
«Потребитель суточного рынка становится его активным участником. У него есть свобода выбора», - сказала она. Эта свобода также означает ответственность за свой выбор. «Если ваш поставщик вас вдруг не устраивает, не так поставляет, как вы ожидали, «кинул» вас» - это ваша ответственность. Вы могли «купиться» на ценовое предложение, которые было очень привлекательным, но вы могли не ознакомиться с ним полностью», - отметила Наталия Костишена.
Некоторые потребители сейчас находятся в состоянии «броуновского движения», часто меняют поставщика. Это создает риски для них. «Нет смысла часто менять поставщика. Его нужно выбирать надолго. Выбирать нужно такого поставщика, который, пусть и не обещает много, но гарантирует обеспечить свое ценовое предложение», - советует Наталия Костишена.