История становления компании "Грин Тим", которая смогла создать крупнейшее овощехранилище Украины европейского уровня. Однако, изначально, из-за желания извлечения быстрой прибыли компанию ожидал настоящий провал и продолжительная работа над ошибками. О том как компания смогла переродиться, начать все с нуля и добиться успеха читайте далее.
Основой бизнеса компании "Грин Тим" является овощехранилище, которое может одновременно хранить до 50 000 тонн продукции, а также фермерское хозяйство "Днепровская жемчужина", которое занимается выращиванием собственной продукции. Компания специализируется на культурах так называемого "борщевого набора", а именно: капуста, морковь, свекла, лук и так далее.
Чтобы создать подобную инфраструктуру со всем необходимым оборудованием стартапу потребовалось $40 млн прямых иностранных инвестиций. Такой большой объём хранилища был создан заранее с учётом будущих возможностей компании. Благодаря этому не нужно тратить дополнительные ресурсы на реконструкцию, расширение, и сооружение дополнительных мощностей для хранения.
Также компания сразу приобрела современную аппаратуру для обслуживания овощехранилища, которое использует и сейчас. "Грин Тим" использует холодильную и фасовочную технику голландских производителей, которая может обработать до 100 тонн продукции за 11 часов.
Большие инвестиции не помогли компании быстро завоевать рынок
$40 млн. — внушительная сумма, и ожидания инвесторов от таких капиталовложений были заоблачными. Потому на старте команда "Грин Тим", которая насчитывала в то время 300-350 человек, хотела побыстрее окупить бизнес. Для этого они засеяли большую часть земельного ресурса культурами "борщевого набора" — 500 га — для того, чтобы получить собственную продукцию. Но компания понесла огромные потери, так как изначально нужно было оптимизировать управление бизнесом. Так что результат не оправдал ожиданий. Команда даже начала задумываться о том, нужно ли вообще продолжать.
Следующим был этап анализа и работы над ошибками. Он длился около полутора лет, во время которого никто не понимал, куда двигаться дальше. И бизнес, который изначально себя позиционировал в качестве "крупного игрока в производстве, поставке и продаже овощной продукции в Украине", начал менять свою стратегию.
Длительный анализ ошибок показал, что невозможно функционировать только за счёт хранения, фасовки и упаковки — у компании в этом случае будет низкая рентабельность.
Начальная бизес модель компании не преполагала оказание каких-либо услуг, помимо хранения, фасовки и упаковки
Решение предоставлять услуги пришло, когда компания увидела реальную потребность в их предоставлении на рынке, и следующим шагом стало составление плана по их продвижению. Но основной функцией "Грин Тим" оставалось хранение продукции, и это до сих пор остается одной из наиболее востребованных услуг компании.
Для реализации хранения компания использует типичный голландский тип контейнеров из натурального дерева, который популярен на западе. Эти контейнеры более удобны логистически, оптимизируют места размещения продукции и соответствуют фитосанитарным нормам.
Получается, что у первоначального плана оказалась низкая рентабельность, а первый урожай не смог дать прибыль компании. После такого провала компания даже прекратила выращивать собственную продукцию на два года.
Работа над ошибками привелка к тому, что компания начала оказывать новые виды услуг
Появились такие услуги как доработка продукции, лаборатория и продажа контейнеров голландского типа.
Например, лаборатория помогла улучшить процесс отбора и хранения продукции. Он проводится с помощью органолептики — берутся пробы и описываются показатели качества. Также товары в лаборатории проверяются на наличие заболеваний и механических повреждений.
Существует два типа мониторинга качества продукции. Первый — при попадании продукции в хранилище собираются образцы, а затем проводится их анализ. Потом технолог делает заключение, согласно которому принимается решение брать ли товар в хранилище или нет. Второй способ заключается в том, что проверка осуществляется по прошествии некоторого времени. Затем клиент получает рекомендации относительно того, в какое время ему будет выгоднее начать сбыт продукции.
Собственное выращивание овощей стал этапом перерождения компании
После проведенной работы над ошибками, "Грин Тим" все же решили продолжать свою деятельность. У команды уже было понимание, в какую сторону нужно двигаться. Компания запустила заново выращивание собственной продукции, но уже с меньшим объемом посевов — 50 га. Сейчас площадь посевов достигает 250 га, а в следующем году планируется увеличить площадь до 300 га. Такое постепенное наращивание производства дает возможность лучше управлять земельным банком и оптимально наполнять хранилище собственной продукцией. На данный момент, заполненность овощехранилища собственно выращенной продукцией составляет 30%.
Следующим шагом стала переработка собственной продукции, которая является одной из ключевых составляющих успеха компании. Ведь если стараться зарабатывать только на сбыте сырья, то много прибыли можно не ждать. Поэтому стоит увеличивать добавленную стоимость путем переработки. В связи с этим компания начала чистить и нарезать выращенные овощи, в основном лук. Стоимость продукции после доработки увеличилась в пять раз. После переработки товар упаковывается: компания использует тендерную систему отбора поставщиков упаковки для своей продукции — это позволяет приобретать качественные упаковочные материалы и выбрать лучшего поставщика.
Качество выращенной продукции оценили в Великобритании
Товар отличного качества можно сбывать не только на украинском рынке — в сетях АТБ, Billa и Metro, а и на зарубежном рынке — например, в Великобританию. Но из-за больших логистических затрат, экспортировать можно только обработанную продукцию "борщевого набора". К тому же, чтобы открыть для себя этот рынок, компания прошла сертификацию по стандарту BRC и получила доступ к английскому ритейлу. Сейчас команда "Грин Тим" работает над контрактом, который рассчитан на экспорт 5 000 тонн обработанной продукции в год.
Компания PEOL Group поможет выводу украинской продовольственной продукции на международные рынки, в том числе на рынки Европы.
На сегодняшний день компания достигла таких производственных результатов:
- Переработка продукции — 1 000 тонн в год
- Упаковка и отправка продукции — до 1 000 тонн в день
- Загруженность хранилища — 87%
В дальнейшем компания планирует повысить объемы выращивания собственной продукции, чтобы увеличить объем обработанного товара, хранить новые культуры, заниматься переработкой других выращенных овощей и выходить на новые рынки.
Если у вас есть гениальная идея — это ещё не гарантия успеха бизнеса. С таким подходом выживает только 2-3% молодых компаний.
Данная история успеха показывает, что даже после серьезного провала есть возможность начать заново и стать успешной компанией. Нужно лишь проанализировать свои ошибки, постоянно контролировать процесс производства, не бояться сойти с намеченного пути в другую сторону, и главное — сосредоточиться не на самой идее, а на ее реализации.
Источник: AgGeek