Для оппозиции, которой, впрочем, становится все меньше, местные выборы — последняя возможность зацепиться за власть, сохранить надежду на будущий реванш, не потерять окончательно финансовый ресурс.
На участие в местных выборах крупнейшие партии совокупно тратят сотни миллионов долларов. Возможность послужить народу в советах с развитой инфраструктурой, таких как Бориспольский, обходится соискателям от $60–70 тыс. Кресло мэра в городе-миллионнике давно котируется выше парламентского и многих министерских. На кону в ходе нынешних местных выборов стоят не просто деньги, а очень большие деньги.
Земля и люди
В 2007–2008 гг. рынок земли под застройку вокруг крупных городов оценивался в миллиарды гривен. Местные советы были незаменимым звеном в цепочке смены целевого назначения сельхозземли и ее последующей продажи, а их депутаты быстро становились миллионерами.
Но те заработки покажутся мелочью по сравнению с возможными доходами от оборота сельхозземель. Виктор Янукович взял курс на создание рынка земель сельхозназначения, и депутаты, избранные этой осенью, наверняка поучаствуют в разделе пирога.
Тенденции в мировой экономике свидетельствуют о неизбежном росте стоимости земель сельскохозяйственного назначения в среднесрочной перспективе. Неурожаи в одномдвух государствах уже сейчас ведут к стремительному подорожанию продовольствия. Население Земли продолжает расти, а площадь обрабатываемых земель — неуклонно сокращается. Богатые страны, обделенные собственными плодородными землями, стремятся покупать их у развивающихся государств, обеспечивая собственную продовольственную безопасность в будущем. По этому пути идут нефтеносные государства Ближнего Востока, Китай, Норвегия. Стоимость гектара при таких покупках достигает $10 тыс. В свое время ливийский лидер Муаммар Каддафи обращался к тогдашнему премьеру Юлии Тимошенко с просьбой оказать содействие в приобретении 100 тыс. га в Украине.
Всего наше государство располагает примерно 40 млн га сельхозземель. Большая часть принадлежит крестьянам и находится в аренде у крупных и средних производителей. Капитализация земельного рынка пойдет быстрыми темпами, если доступ на него получат иностранные инвесторы. Но даже если зарубежному капиталу будет запрещена прямая покупка земли, он всегда найдет возможность действовать с помощью предприятийрезидентов.
Конечно, ожидать в ближайшем будущем появления рынка емкостью $400 млрд не приходится, но контроль над оборотом даже 10–20% от этой суммы — достаточная приманка для любой политической силы.
У местных советов немало рычагов влияния, чтобы затруднить или сделать невозможной любую сделку на земельном рынке. Следовательно, свою премию от функционирования земельного рынка депутаты будут исправно получать.
Бюджет на просвет
ПР и лично Виктор Янукович всегда декларировали необходимость предоставления регионам большей финансовой самостоятельности. Это значит, что в ближайшие годы доля местных бюджетов в структуре госфинансов будет неуклонно расти. В этом году, согласно планам правительства, местные власти потратят 165,8 млрд грн.
Самый простой способ приобщиться к деньгам местной общины — подрядный, когда фирмапоставщик, выигравшая тендер, выполняет по заказу местных властей те или иные работы. Здесь, в зависимости от уровня изобретательности сторон, возможно как завышение стоимости работ, так и просто оплата без выполнения. Отвратительное состояние дорог в большинстве населенных пунктов — прямое следствие реализации этой схемы.
Еще один не менее популярный канал — закупки за средства местных бюджетов. То, что при таких закупках цена одного и того же товара одного производителя может отличаться в зависимости от региона в 4–5 раз, уже давно не удивляет даже прокуратуру.
Всего, по данным экпертов, до 10% средств местных бюджетов расходуются неэффективно. Контроль над 16,5 млрд грн — вполне достойный стимул для борьбы за власть в регионах.
Кроме того, огромные деньги в регионах будут потрачены как государством, так и инвесторами на подготовку к Евро2012 и в рамках проекта «Олимпийская надежда — 2022».
Бизнес на власти
Ничто в Украине так не способствует процветанию бизнеса, как пребывание его владельцев во власти. Это и доступ к подрядам, и отсутствие проблем с землеотводами и получением необходимых разрешений. Если бизнесмен приближен к местным советам, то значительно повышаются его шансы успешно участвовать в закупках и тендерах, проводимых региональными властями. Наконец, контроль над советом позволяет полностью монополизировать те или иные виды бизнеса на соответствующих территориях. Поэтому едва ли не самая ожесточенная борьба на нынешних выборах разворачивается в Одессе. Через морские ворота города проходят товаропотоки на десятки миллиардов гривен, миллиардами измеряется оборот одного из крупнейших рынков Украины «7-й километр». Наконец, Одесса — самый крупный канал ввоза в Украину контрабандной продукции. Монополизация обслуживания любого из этих товарно-денежных потоков возместит любые затраты на выборы в кратчайшие сроки.
После нынешних выборов специалисты прогнозируют концентрацию и монополизацию бизнесов, ориентированных на обслуживание конечного потребителя. Это очень широкий спектр видов деятельности: от производства продуктов питания до пассажирских перевозок, от ресторанного бизнеса до создания частных жэков. Связан такой прогноз с тем, что бюджетные деньги уже не смогут прокормить столь широкий круг лиц, как раньше. Контроль над их расходованием постепенно ужесточается. Региональным бизнесменамполитикам уже приходится искать новое поле приложения своих сил и денег. И украинский, и зарубежный опыт свидетельствует о том, что лучше всего капиталы бизнесменов от власти чувствуют себя в отраслях, которые генерируют постоянный поток наличности. В Италии, например, теневые капиталы при необходимости легко перебрасывались на обслуживание населения: вывоз мусора, пассажирские перевозки, выпечку хлеба и т. д. В Украине монополизация региональных рынков будет происходить на фоне устранения конкурентов с использованием административных методов.
По материалам: Контракты