Кабмин создаст Фонд гарантирования инвестиций

Кабмин создаст Фонд гарантирования инвестиций

В конце августа Кабмин подал в Верховную Раду законопроект, разработанный Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, «О фонде гарантирования инвестиций на фондовом рынке»

 Основная цель законопроекта — создание схемы-компенсации для инвесторов в случае, если инвесткомпания не сможет выполнить свои обязательства. Участники рынка признаются, что это удорожит плату за управление. Однако надеются, что новый закон поможет привлечь в фонды массового вкладчика.

Все в фонд Для украинских банков эта практика существует уже более десяти лет. Еще в конце девяностых появился указ президента, которым был утвержден порядок создания Фонда гарантирования банковских вкладов физлиц. В 2001 году парламент принял соответствующий закон. Сегодня фонд гарантирует вклады в размере до 150 тыс. грн., а многие банковские вкладчики за последние несколько лет даже смогли прочувствовать на себе механизм компенсации этих денег.

В ГКЦБФР решили, что схожая схема должна работать и на фондовом рынке. 2008-2009 годы показали, что проблемам подвержены не только банки. За счет падения фондовых рынков многие инвесторы потеряли немало денег, а далеко не все институты совместного инвестирования смогли вернуться на докризисные показатели. Если закон будет принят, он вступит в действие с 1 января 2012 года и утвердит порядок создания Фонда гарантирования инвестиций на фондовом рынке, выплата же компенсаций начнется через три года после получения фондом первых взносов.  

«Защита экономической безопасности инвесторов фондового рынка в Украине действительно требует создания такого финансового института, как Фонд гарантирования инвестиций на фондовом рынке. Это соответствует международной и европейской практике», — полагает юрист киевского офиса международной юридической фирмы Salans Ярослав Маломуж. Вместе с тем эксперт отмечает, что проект предусматривает ряд новелл, которые были неоднозначно восприняты участниками фондового рынка. В частности, планируется обязательное членство отдельных участников фондового рынка (торговцев, паевых инвестиционных фондов и КУА) в Фонде гарантирования инвестиций и формирование компенсационного портфеля за счет обязательных взносов этих участников фондового рынка, не предусматривается участие государства в обеспечении гарантирования инвестиций на рынке. Кроме того, проектом предусмотрены финансовые и административные санкции, связанные с участием в фонде и внесением в него гарантийных взносов. Это может привести к излишней административной нагрузке на участников фондового рынка, повышению стоимости комиссионных услуг участников и созданию дополнительных препятствий для выхода на рынок и их деятельности.

Немаловажным аспектом является тот факт, что проект предполагает выплату компенсаций только физическим лицам-инвесторам. «Вместе с тем проектом не

Как будет формироваться Фонд гарантирования инвестиций
Согласно статье 18 законопроекта, источниками формирования
средств и имущества фонда являются: вступительные взносы
участников фонда; текущие взносы участников фонда; пеня,
взимаемая с участников фонда за неуплату или несвое­временную
уплату текущих взносов; поступления от размещения средств
фонда, кредиты и займы, привлеченные в соответствии
с законодательством; благотворительные взносы юридических
и физических лиц; средства, полученные по программам
международной помощи; средства, полученные от продажи
имущества ликвидируемых участников фонда, в размере
произведенных компенсационных выплат; другие поступления.

Для вступления в фонд необходимо оплатить взнос
в размере 5 тыс. грн. Далее ежеквартально участники
фонда обязаны отчислять 0,1% от стоимости чистых активов
публичных фондов в управлении (для КУА) или средневзвешенного
объема средств либо стоимости ценных бумаг под управлением
(для торговцев ценными бумагами)

предусматривается механизм компенсации институциональным инвесторам (юридическим лицам), что необходимо исходя из того, что институциональные инвесторы являются основными игроками на рынке ценных бумаг. Соответственно, в целях обеспечения равного положения инвесторов фондового рынка структура гарантирования инвестиций в Украине должна отвечать интересам как индивидуальных, так и институциональных инвесторов», — уверен г-н Маломуж. Юрист убежден, что данный проект требует дальнейшего совершенствования с целью уменьшения административной нагрузки на участников фондового рынка путем введения добровольного участия участников фондового рынка в ФГИ, а также участия государства в формировании компенсационного (гарантийного) портфеля ФГИ. Также целесообразным будет введение дифференцированного размера взносов участников фондового рынка в зависимости от качества инвестиционного портфеля и степени рискованности осуществляемых ими инвестиций.
 

Плюсы и минусы Участники рынка неоднозначно оценивают новый законопроект. Управляющий директор ИК «Тройка Диалог Украина» Артемий Ершов акцентирует внимание на критериях недоступности инвестиций, по которым возможно обращение инвестора в фонд для получения компенсаций. «Непонятна идея законопроекта — какие риски будут страховаться фондом. Критерии сформулированы очень формально и не содержат признаков действий компаний, в результате которых у инвестора возникают убытки, — отмечает Артемий Ершов. — Самое неприемлемое — положения статьи «Гарантии по инвестициям». Фонд должен компенсировать размер невозвращенных инвестиций по ценным бумагам, обращающимся на бирже, который определяется по биржевому курсу на дату осуществления инвестором инвестиции. То есть у недобросовестных инвесторов находится формальный повод (по предложенным критериям) для обращения в фонд, и фонд берет на себя обязательства компенсировать рыночные риски... Общепринятой практикой на рынке является принятие инвестором рыночных рисков при инвестициях в ценные бумаги».

В свою очередь генеральный директор Concorde Asset Management Ростислав Седлачек уверен, что при всех возможных минусах — это один из самых полезных законопроектов в последнее время. Ключевая проблема взаимоотношений между массовым инвестором и участниками фондового рынка состоит в том, что отсутствуют какие-либо гарантии со стороны профессионального участника, что, безусловно, вызывает высокий уровень недоверия со стороны инвестора. «В частности, профучастникам запрещено гарантировать инвестору какой-либо уровень дохода, при том всем, что инструментарий управляющих компаний уже давно пополнился таким явлением, как фонды денежного рынка, консервативная стратегия которых дает возможность с таким же уровнем уверенности, как и в банке, гарантировать четко определенный уровень дохода. Фонд гарантирования вложений инвестора — безусловно отличный шаг для целей привлечения массового инвестора в ИСИ и доверительное управление», — резюмирует г-н Седлачек. Эксперт согласен, что механизм компенсации фонда ориентирован скорее на людей с достатком ниже среднего и готовностью инвестировать суммы не более 30-40 тыс. грн., а крупный инвестор остается незащищенным. Но проект однозначно полезен. Другой вопрос, будет ли он доведен надлежащим образом к сведению населения и сможет ли это привлечь массового инвестора. Скорее нет, но этот шаг в правильном направлении.

Цена гарантии Участники рынка не скрывают, что новые правила могут сократить доходы инвесторов. «Предполагается, что фонд существует за счет взносов от денег, переданных инвесторами в управление, то есть за счет средств самих инвесторов. Значит, доходность от управления будет ниже на установленную величину отчислений в фонд», — отмечает Артемий Ершов. «Все профессиональные участники заложат стоимость взносов в цену своих продуктов, впрочем, таким же путем пошли и банки в свое время», — уверен и Ростислав Седлачек. Однако, по мнению эксперта, позитивных последствий от нововведения будет гораздо больше: «Мы, безусловно, на всех углах и сайтах развесим сообщения о том, что мы участники фонда гарантирования, и предусмотрим соответствующие положения в документациях фондов и наших бизнес-планах. Более чем уверен — так поступят все публичные КУА. Жаль только, что произойдет это не ранее 1 января 2014 года, а следовательно, никаких существенных изменений в ближайшее время не произойдет. Ну и самое главное — мы начнем работу с по-настоящему массовым инвестором, после начала действия этого фонда в этом как минимум будет смысл».

Инвестгазета

Читайте также

Индонезийский магнат Суканто Таното хочет купить производителя средств гигиены Vinda за $3,3 млрд

Индонезийский магнат Суканто Таното хочет купить производителя средств гигиены Vinda за $3,3 млрд

15.12.23
1801
Deutsche Bank намерен предложить кредит в €1,75 млрд турецкому госбанку Ziraat

Deutsche Bank намерен предложить кредит в €1,75 млрд турецкому госбанку Ziraat

15.12.23
1801
Shanshan планирует в Финляндии строительство завода по производству анодных материалов за €1,3 млрд

Shanshan планирует в Финляндии строительство завода по производству анодных материалов за €1,3 млрд

15.12.23
1801