Основная цель законопроекта — создание схемы-компенсации для инвесторов в случае, если инвесткомпания не сможет выполнить свои обязательства. Участники рынка признаются, что это удорожит плату за управление. Однако надеются, что новый закон поможет привлечь в фонды массового вкладчика.
Все в фонд Для украинских банков эта практика существует уже более десяти лет. Еще в конце девяностых появился указ президента, которым был утвержден порядок создания Фонда гарантирования банковских вкладов физлиц. В 2001 году парламент принял соответствующий закон. Сегодня фонд гарантирует вклады в размере до 150 тыс. грн., а многие банковские вкладчики за последние несколько лет даже смогли прочувствовать на себе механизм компенсации этих денег.
В ГКЦБФР решили, что схожая схема должна работать и на фондовом рынке. 2008-2009 годы показали, что проблемам подвержены не только банки. За счет падения фондовых рынков многие инвесторы потеряли немало денег, а далеко не все институты совместного инвестирования смогли вернуться на докризисные показатели. Если закон будет принят, он вступит в действие с 1 января 2012 года и утвердит порядок создания Фонда гарантирования инвестиций на фондовом рынке, выплата же компенсаций начнется через три года после получения фондом первых взносов.
«Защита экономической безопасности инвесторов фондового рынка в Украине действительно требует создания такого финансового института, как Фонд гарантирования инвестиций на фондовом рынке. Это соответствует международной и европейской практике», — полагает юрист киевского офиса международной юридической фирмы Salans Ярослав Маломуж. Вместе с тем эксперт отмечает, что проект предусматривает ряд новелл, которые были неоднозначно восприняты участниками фондового рынка. В частности, планируется обязательное членство отдельных участников фондового рынка (торговцев, паевых инвестиционных фондов и КУА) в Фонде гарантирования инвестиций и формирование компенсационного портфеля за счет обязательных взносов этих участников фондового рынка, не предусматривается участие государства в обеспечении гарантирования инвестиций на рынке. Кроме того, проектом предусмотрены финансовые и административные санкции, связанные с участием в фонде и внесением в него гарантийных взносов. Это может привести к излишней административной нагрузке на участников фондового рынка, повышению стоимости комиссионных услуг участников и созданию дополнительных препятствий для выхода на рынок и их деятельности.
Немаловажным аспектом является тот факт, что проект предполагает выплату компенсаций только физическим лицам-инвесторам. «Вместе с тем проектом не
Как будет формироваться Фонд гарантирования инвестиций Согласно статье 18 законопроекта, источниками формирования средств и имущества фонда являются: вступительные взносы участников фонда; текущие взносы участников фонда; пеня, взимаемая с участников фонда за неуплату или несвоевременную уплату текущих взносов; поступления от размещения средств фонда, кредиты и займы, привлеченные в соответствии с законодательством; благотворительные взносы юридических и физических лиц; средства, полученные по программам международной помощи; средства, полученные от продажи имущества ликвидируемых участников фонда, в размере произведенных компенсационных выплат; другие поступления. Для вступления в фонд необходимо оплатить взнос в размере 5 тыс. грн. Далее ежеквартально участники фонда обязаны отчислять 0,1% от стоимости чистых активов публичных фондов в управлении (для КУА) или средневзвешенного объема средств либо стоимости ценных бумаг под управлением (для торговцев ценными бумагами) |
предусматривается механизм компенсации институциональным инвесторам (юридическим лицам), что необходимо исходя из того, что институциональные инвесторы являются основными игроками на рынке ценных бумаг. Соответственно, в целях обеспечения равного положения инвесторов фондового рынка структура гарантирования инвестиций в Украине должна отвечать интересам как индивидуальных, так и институциональных инвесторов», — уверен г-н Маломуж. Юрист убежден, что данный проект требует дальнейшего совершенствования с целью уменьшения административной нагрузки на участников фондового рынка путем введения добровольного участия участников фондового рынка в ФГИ, а также участия государства в формировании компенсационного (гарантийного) портфеля ФГИ. Также целесообразным будет введение дифференцированного размера взносов участников фондового рынка в зависимости от качества инвестиционного портфеля и степени рискованности осуществляемых ими инвестиций.
Плюсы и минусы Участники рынка неоднозначно оценивают новый законопроект. Управляющий директор ИК «Тройка Диалог Украина» Артемий Ершов акцентирует внимание на критериях недоступности инвестиций, по которым возможно обращение инвестора в фонд для получения компенсаций. «Непонятна идея законопроекта — какие риски будут страховаться фондом. Критерии сформулированы очень формально и не содержат признаков действий компаний, в результате которых у инвестора возникают убытки, — отмечает Артемий Ершов. — Самое неприемлемое — положения статьи «Гарантии по инвестициям». Фонд должен компенсировать размер невозвращенных инвестиций по ценным бумагам, обращающимся на бирже, который определяется по биржевому курсу на дату осуществления инвестором инвестиции. То есть у недобросовестных инвесторов находится формальный повод (по предложенным критериям) для обращения в фонд, и фонд берет на себя обязательства компенсировать рыночные риски... Общепринятой практикой на рынке является принятие инвестором рыночных рисков при инвестициях в ценные бумаги».
В свою очередь генеральный директор Concorde Asset Management Ростислав Седлачек уверен, что при всех возможных минусах — это один из самых полезных законопроектов в последнее время. Ключевая проблема взаимоотношений между массовым инвестором и участниками фондового рынка состоит в том, что отсутствуют какие-либо гарантии со стороны профессионального участника, что, безусловно, вызывает высокий уровень недоверия со стороны инвестора. «В частности, профучастникам запрещено гарантировать инвестору какой-либо уровень дохода, при том всем, что инструментарий управляющих компаний уже давно пополнился таким явлением, как фонды денежного рынка, консервативная стратегия которых дает возможность с таким же уровнем уверенности, как и в банке, гарантировать четко определенный уровень дохода. Фонд гарантирования вложений инвестора — безусловно отличный шаг для целей привлечения массового инвестора в ИСИ и доверительное управление», — резюмирует г-н Седлачек. Эксперт согласен, что механизм компенсации фонда ориентирован скорее на людей с достатком ниже среднего и готовностью инвестировать суммы не более 30-40 тыс. грн., а крупный инвестор остается незащищенным. Но проект однозначно полезен. Другой вопрос, будет ли он доведен надлежащим образом к сведению населения и сможет ли это привлечь массового инвестора. Скорее нет, но этот шаг в правильном направлении.
Цена гарантии Участники рынка не скрывают, что новые правила могут сократить доходы инвесторов. «Предполагается, что фонд существует за счет взносов от денег, переданных инвесторами в управление, то есть за счет средств самих инвесторов. Значит, доходность от управления будет ниже на установленную величину отчислений в фонд», — отмечает Артемий Ершов. «Все профессиональные участники заложат стоимость взносов в цену своих продуктов, впрочем, таким же путем пошли и банки в свое время», — уверен и Ростислав Седлачек. Однако, по мнению эксперта, позитивных последствий от нововведения будет гораздо больше: «Мы, безусловно, на всех углах и сайтах развесим сообщения о том, что мы участники фонда гарантирования, и предусмотрим соответствующие положения в документациях фондов и наших бизнес-планах. Более чем уверен — так поступят все публичные КУА. Жаль только, что произойдет это не ранее 1 января 2014 года, а следовательно, никаких существенных изменений в ближайшее время не произойдет. Ну и самое главное — мы начнем работу с по-настоящему массовым инвестором, после начала действия этого фонда в этом как минимум будет смысл».