Украинское правительство пытается привлечь инвестиции в реализацию крупных национальных инфраструктурных проектов. В частности, недавно премьер-министр Арсений Яценюк, пребывая с рабочим визитом во Франции, призывал французских бизнесменов финансировать модернизацию украинской газотранспортной системы. Для инвесторов она может быть интересна запланированным созданием западноукраинского газового хаба – одной из главных точек заключения сделок по купле-продаже газа на европейском рынке.
Практически одновременно с заявлением премьер-министра один из богатейших людей Украины, Олег Бахматюк, на международной конференции New Ukraine в Киеве, подчеркнул перспективность инвестирования в инфраструктурные проекты. Если же Яценюк в этом вопросе полагается на внешних инвесторов, то Бахматюк считает, что государство само должно принимать активное участие в капиталовложениях, взяв на себя большую их часть. По подсчетам бизнесмена, в развитие инфраструктуры необходимо вложить не меньше $10-20 млрд. с 60-70% долей государственных средств.
Помимо планов по модернизации ГТС, на государственном уровне упоминались проекты по строительству терминала для поставок сжиженного природного газа, строительству мостов, новых автомагистралей и реконструкции уже действующих, и др.
Олег Бахматюк уверен, что инвесторы сразу подтянутся за государством, если то первым сделает такой шаг. Бизнесмен также не видит ничего плохого, если государство проведет дополнительную эмиссию денег для финансирования проектов, но это в том случае, если средства действительные будут использованы по назначению, а не разворованы.
Ради повышения эффективности реализации инфраструктурных проектов, правительством в 2010 году было сформировано Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами под руководством Владислава Каськива. Практически все время его работы сопровождалось различными скандалами обвинениями, в том числе связанными с нецелевым использованием финансовых ресурсов и злоупотреблениями. Такая «слава» Госагенства негативно отразилась на желании сотрудничать с Украиной. А в начале прошлого месяца Кабмин принял решение ликвидировать Госагентство, которое не справилось со своим задачами.
На сегодняшний день государству тяжело брать на себя значительную часть рисков по инвестиционным проектам из-за сложного экономического положения без поддержки Международного валютного фонда, который, в свою очередь, предоставляет кредиты на жестких условиях.
Однако не только политическая и экономическая нестабильность отпугивает иностранных инвесторов. Американскими экспертами была отмечена одна тенденция, заключающаяся в существенном перерасходе средств при реализации крупных инфраструктурных инвестпроектов. Такая ситуация объясняется наличием ошибок при расчете сметной стоимости проекта на этапе проектирования. Причем такая тенденция характерна для разных стран уже много лет подряд. К примеру, строительство Евротоннеля обошлось Франции и Великобритании в более 10 млрд. фунтов, а за счет ошибок в расчетах его эффективности проект признали низкорентабельным.
Аналитик инвесткомпании «Профит Гарант», Серей Дубов отмечает, что после финансового кризиса, последствия которого ощущаются до сих пор, многие государства не активно инвестируют в инфраструктурные проекты. Искажение данных и финансовых манипуляций при составлении сметной стоимости, по мнению аналитика, происходит из-за недобросовестной конкуренции разных групп специалистов работающих над проектом, а также из-за непосредственной кражи денег на этапах реализации проекта.