О работе ведомства и планах на будущее, о новых подходах работы с инвесторами и популяризации экономического потенциала страны, о том, как Украина планирует привлекать частный капитал и когда будет виден результат инвестиционной реформы, В.Каськив рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ.
- Владислав Владимирович, в прошлом году Вы приняли для себя непростое решение - работать в команде Президента Януковича - не жалеете об этом?
- Как можно жалеть о работе? Я по ней очень соскучился. До этого был сложный период, период неопределенности и хаоса, а сейчас - реальная работа. Она непростая, есть много разных моментов и нюансов - мы фактически движемся против течения, но удовольствие есть, потому что виден прогресс и результат.
- Что было самым сложным за этот период?
- Скажу банально, но самое сложное было и остается ломать систему. Вся моя работа и работа моей команды, все те принципы, которые согласованы Президентом Украины в рамках Национальных проектов, противоречат существующей организационной модели, я уже не говорю о понятийных принципах, которые не менялись еще с советского периода. То есть, общество живет в рыночной экономике, в 21-м веке, а управленческий аппарат и система организации осталась в прошлом.
- Удается ломать эту систему?
- То чем наша команда занимаемся - это не только амбиции, но и миссия. Образно говоря, мы запускаем вирус в систему, и если он начнет доминировать - пойдет цепная реакция. Наше агентство - это своего рода инкубатор по рождению новых идей, новых подходов в системе управления. И мы не имеем права на фиаско, потому что это будет тяжелым ударом не только по команде, а по идее в целом.
- Насколько мне известно, в ведомстве еще не решены все административные вопросы…
- На сегодня у нас есть только решение о создании Госагентства, поэтому еще не сформирована структура ведомства. Поскольку все административные процедуры еще не пройдены, я даже формально не приступил к исполнению своих обязанностей, два моих заместителя и вся команда, если сказать образно, работают на энтузиазме.
- Вы уже можете отметить результаты своей работы?
- Например, по проекту "Воздушный экспресс" строительство начнется уже в мае. Наша работа сегодня построена на политической воле Президента Украины. Позиция главы государства относительно Национальных проектов становится все настойчивее, и это дает нам возможность выполнять поставленные задачи. Мы шаг за шагом вгрызаемся в систему и продолжаем двигаться вперед. Если говорить о конкретных вещах, то Национальные проекты отстают от графика на полтора месяца, но это некритично. Ожидаем, что в середине лета у нас уже будет проектная документация минимум по пяти-шести проектам, а до осени она будет трансформирована в бизнес-планы. По ряду проектов планируем до нового года утвердить документы и начать практическую реализацию проектов.
- Еще недавно Вице-премьер Борис Колесников заявил, что "Воздушный экспресс" скорее всего не удастся реализовать до Евро-2012, но через некоторое время проект получает госгарантии. Что или кто повлиял на решение его реанимировать?
- Все Национальные проекты должны быть реализованы. Отступать никто не собирается. По одним проектам процесс идет быстрее, по другим - медленнее. Почему решение по "Воздушному экспрессу" было принципиальным? Первое - Киев стоит перед транспортным коллапсом. Второе - уже достигнуты договоренности с китайскими партнерами и если бы мы отступили, это был бы удар по репутации Украины. И третье - мы запускаем экономическую и производственную цепочку, а главное - даем рабочие места.
Помимо этого, проект открывает двери к партнерству с Китаем, а масштаб и влияние Китая сегодня тяжело переоценить. Также это единственный инвестиционный проект в Украине, который реализуется на возвратной основе. Да, вокруг него ведется много дискуссий, но я хочу обратить внимание - все равно строить скоростную железную дорогу в аэропорт "Борисполь" необходимо, это неминуемый процесс. Есть два варианта: либо брать деньги из бюджета, либо попробовать модель, которая максимально облегчит нагрузку на бюджет. Мне кажется, что мы эту формулу нашли. Если проанализировать все другие случаи предоставления госгарантий, более эффективных моделей нет.
- Я слышал разные мнения относительно этого проекта. В частности, много кто не понимает, почему "Воздушный экспресс" определяется как "скоростное движение", ведь 41 минута от Киева до "Борисполя" - это многовато…
- Хорошо, пусть эти люди возьмут такси на железнодорожном вокзале в Киеве и засекут, сколько они будут ехать до "Борисполя". Это неконтролируемое движение. Оно может быть не 40 минут, а намного больше. "Воздушный экспресс" существенно снимет нагрузку на транспортные сети Киева. А когда поток пассажиров возрастет в четыре раза на "Борисполь", с 5 тысяч сегодняшних до 20 тысяч, а это уже будет через 3-4 года, то можете себе представить, что будет твориться в центре и на выезде из Киева. Пока мы будем искать другое, лучшее решение проблемы – ничего так и не сделаем, как не сделали за последние 20 лет. Если у кого-то есть сегодня лучший рецепт – пускай приходит и расскажет.
- Китайских инвесторов, которые собрались инвестировать в этот проект, не пугает "система" в Украине?
- Иностранный партнер - это определенная страховка от коррупции. Вы знаете, как поступают с коррупционерами в Китае. Мы стараемся максимально применять принципиально новые подходы прозрачности в сотрудничестве с инвесторами. Каждый наш шаг делаем публичным. Мы хотим, чтобы на нашем примере общественность и журналисты начали требовать таких же подходов и от других ведомств.
- Недавно при участии Президента Украины была представлена инвестиционная реформа? Какие основные принципы и задачи этой реформы? Когда инвесторы почувствуют результат ее реализации?
- Инвестиционная реформа предусматривает очень конкретные инструментальные решения. Эти решения четкие и определенные во времени. У нас четко аргументированная позиция, и реформу, думаю, можно реализовать в рамках этого года.
К принципиальным моментам относятся изменения процессов администрирования расходов развития. Сегодня у нас действуют государственные целевые программы. Что это такое? Это набор решений, которые очень плохо между собой скоординированы, у которых есть десяток или более исполнителей и нет ни одного ответственного. В этом случае присутствует феномен коллективной безответственности. Поэтому все эти государственные целевые программы в своем большинстве обычно неэффективны. Мы предлагаем ликвидировать эту систему и перейти на принцип проектного управления, когда есть задача, есть один исполнитель, соответственно - один ответственный. Он получает задачу, берет ответственность, получает полномочия и инструменты.
Сегодня все расходы развития бессистемно администрируют разные органы, понятно, что такие процедуры не могут быть эффективными. Я уже не говорю о коррупции. Сегодня мы предлагаем все эти расходы аккумулировать в одной структуре – Банке развития. Эта структура согласно международным стандартам будет оценивать риски, рассматривать проектную документацию, подготавливать ее соотносительно с международными стандартами. Такой подход должен в разы повысить эффективность администрирования расходов развития. Более того, в Банк развития можно пригласить международные финансовые организации, которые уменьшат коррупцию и повысят стандарты управления. Появится возможность сотрудничать с частными компаниями.
Все Национальные проекты базируются на государственно-частном партнерстве. У нас базовый принцип - привлечение частного инвестора. Единственным исключением можно считать "Воздушный экспресс" - это кредит. Но поворотный кредит тоже способ оживить экономику.
- Во время презентации инвестиционной реформы глава государства раскритиковал правительство за отсутствие презентационной программы Украины. В.Янукович считает, что в мире очень мало знают об Украине и ее потенциале. В последнее время Вы часто бываете в разных странах, общаетесь с потенциальными инвесторами. О нашей стране действительно мало знают?
- Проблема в том, у нашей страны до этого времени не было потребности продвигать себя как продукт на рынке. Хаос, неэффективное управление, отсутствие какой-либо стратегии не предусматривало такой необходимости. Сейчас у нас появилась стратегия, она неидеальна, но она есть - определена последовательность шагов для ее выполнения. Поэтому и появилась потребность в имиджевом позиционировании Украины. Это очень серьезная работа, она не терпит дилетантства и непрофессионального подхода. Недостаточно слепить какие-нибудь ролики, оторванные от общего процесса. Если мы разрабатываем определенный "бренд-бук", то он должен иметь алгоритм продвижения, и использоваться и Госагентством по инвестициям, и Министерством экономики, и Министерством иностранных дел и так далее. Он должен быть, адекватным. Недаром говорят: "Реклама - двигатель прогресса". А расходы на рекламу, на продвижение являются сверхважными для любого продукта.
- В конце марта Вы в составе делегации во главе с Президентом побывали в странах Юго-Восточной Азии. Как считаете, стратегия продвижения на Восток сработает?
- Со мной никто не делился этой стратегией, но я уже стал ее участником, исполнителем. Я со второй поездки понял, насколько это грамотное решение. Рынок и потенциал этого региона колоссальный. Процессы экономического роста в каждой отдельно взятой стране говорят сами за себя. Это действительно то, что может предоставить Украине большой шанс. Имидж у нас там очень хороший, корме того система взаимоотношений, законодательство, миграционная политика, возможности доступа на рынки капитала очень благоприятны. Поэтому можно повысить деловую активность в разы и как вы видите, мы это делаем.
Например, проект "Доступное жилье", концепцию которого мы разработали и считали ее "ноу-хау", давно внедрил Сингапур и это прекрасный опыт для нас. Относительно терминала сжиженного газа нам интересен опыт Брунея. Я стараюсь смотреть на все с практической точки зрения и нахожу очень много плюсов для реализации соответствующих проектов в Украине.
Президент в основу каждого своего визита ставит вопросы экономики. Фактически в каждой стране, в которой мы бываем, в основе программы - экономический форум. Информирование об Украине с такой высокой трибуны уже само по себе окупает эти визиты.
- Как стало известно, проектом "LNG-терминал" интересуются несколько десятков инвесторов. Что это за компании?
- Это ведущие мировые компании.
- Моете назвать хоть несколько?
- С удовольствием хотел бы назвать, но проблема в том, что это будет выглядеть как преференции при тендерных процедурах. Поэтому я очень осторожно к этому отношусь. Я вам могу сказать, что все компании, которые интересуются этим проектом, - крупнейшие мировые бренды.
- Скорее всего, россиян не интересует этот проект. Нет смысла и логики…
- Что касается российской стороны, то мы, конечно, будем исходить из стратегических интересов Украины в этом вопросе. Понимаете, проект построен на идее диверсификации, я стараюсь это так деликатно называть.
- Не секрет, что этот проект раздражает российскую сторону…
- Я думаю, что он является для них стимулом. Мы слышали недавно заявления руководства РФ о том, что Россия тоже планируют строительство терминала по сжиженному газу. Этот рынок очень активно развивается. А тот "тихий скрип" в плане критики этого проекта только подталкивает нас к его скорейшей реализации.
- Как в целом идут дела в этом направлении?
- Уже полтора месяца как готова проектная документация, задерживают лишь определенные административные процедуры. Но упущенное время мы, безусловно, наверстаем. Вся основная работа, которая не требует формализации, ведется очень агрессивно, активно и, я думаю, что мы обязательно уже скоро должны выйти на ТЭО этого проекта.
- Еще в январе Премьер-министр Николай Азаров поручил разработать Национальные проекты в АПК - "Зерно Украины" и "Современное животноводство". На какой стадии сейчас эти проекты, когда они могут получить статут Национальных?
- Мы сейчас работаем в этом направлении. Я надеюсь, что в ближайшее время эти проекты будут представлены Президенту Украины и вынесены на рассмотрение Комитета по экономическим реформам. После того, как Комитет примет решение, будут разработаны ТЭО этих проектов и бизнес-планы. И уже после этого можно будет приступать к их практической реализации.
- Кто или что влияет на определение приоритетности проектов? Например, недавно во Львове В.Янукович сказал, что "Олимпийская надежда" - это приоритет. Почему именно этот проект, а не "Качество жизни" или "Энергия природы"?