Два по 25
Наиболее значимых ограничений для инвесторов два. Вопервых, к торгам не допускаются компании с доходами от услуг связи свыше 25% от общей суммы доходов рынка. По данным Госкомстата, доходы всех игроков данного рынка составили около 43 млрд грн. Крупнейший оператор мобильной связи «Киевстар GSM» получил 11,6 млрд грн, или 26,8% этой суммы. Поэтому его участие в конкурсе невозможно. Глава ФГИ Александр Рябченко утверждает, что такое требование должно предотвратить появление монополии на рынке после слияния Укртелекома с другой компанией. Однако выглядит такая предосторожность по меньшей мере странно, поскольку Укртелеком сам по себе монополист. У компании 71% рынка местной телефонной связи и 83% — междугородной и международной, а значит, любой покупатель автоматически займет монопольное положение.
Второе ограничение: в конкурсе запрещено участвовать тем компаниям, в акционерном капитале которых прямо или опосредованно более 25% акций принадлежит государству. Казалось бы, это требование закона о приватизации государственного имущества, однако там четко не прописано, касается ли это только украинского государства или других тоже. Почемуто раньше ФГИ допускал к конкурсу иностранные компании с госдолей более 25%. Лугансктепловоз был продан российскому Трансмашхолдингу, блокирующий пакет которого опосредованно принадлежит государственным Российским железным дорогам. Сибур (РФ) был одним из участников аукциона по продаже Одесского припортового завода. Этот холдинг — дочерняя структура российского государственного Газпрома.
Из-за этого ограничения побороться за Укртелеком не сможет несколько профильных российских и европейских инвесторов. Немецкая компания Deutsche Telekom, считавшаяся одним из наиболее вероятных претендентов, отсеивается. 15% ее акций контролирует правительство Германии, 17% — государственный банк развития KfW. Российский телекомгигант «Связьинвест» также не может участвовать в конкурсе — 75% контролирует российское государство. Не проходят по условиям конкурса франзцузский France Telecom, шведский TeliaSonera и норвежский Telenor, которые также могли бы стать участниками аукциона.
В результате, по словам аналитика ИК Dragon Capital Таисии Шепетко, оставалось только три потенциальных претендента, которые подходят под конкурсные условия: это украинская «СКМ» Рината Ахметова, российские АФК «Система» и Altimo (входит в состав консорциума «Альфа-Групп»). «Эти компании неоднократно заявляли о своем желании участвовать в приватизации Укртелекома, скорее всего, они заинтересованы в этом и сейчас», — рассуждает аналитик. Впрочем, Altimo уже распространила сообщение о том, что участвовать в конкурсе не будет.
Выходит, что претендентов только два: самый богатый человек Украины Ринат Ахметов и один из богатейших людей России Владимир Евтушенков (ему принадлежит 62% АФК «Система»). Оба они пока рассматривают предложение ФГИ. Согласно сообщению прессслужбы СКМ, Укртелеком интересен компании, но решения об участии в приватизации пока не принято. «Условия только-только опубликованы, нам необходимо время для анализа», — говорит руководитель международного отдела прессслужбы АФК «Система» Всеволод Семенцов.
К слову, Александр Рябченко заявил, что ждет не двух, а «до пяти участников», вот только кого именно, не уточнил.
3G за десять миллиардов
Обоим потенциальным инвесторам покупка Укртелекома позволит значительно расширить свой телекомбизнес. СКМ сможет создать компанию по предоставлению услуг фиксированной связи с 11 млн телефонных абонентов и 1 млн пользователей интернета. Сейчас группе принадлежит оператор фиксированной связи Vega (крупнейший среди частных в Украине), эта компания удачно дополнит Укртелеком. Кроме того, СКМ контролирует более 40% мобильного оператора «Астелит» (бренд life:)). «Также в интересах СКМ получить доступ к лицензии 3G, которая есть только у Укртелекома», — отмечает Таисия Шепетко.
Если объект достанется АФК «Система», собственники смогут получить синергетический эффект от слияния Укртелекома с МТС-Украина — вторым по величине оператором на рынке мобильной связи в нашей стране. Кроме того, россиян опять же интересует лицензия 3G.
Сумма, которую придется изыскать олигархам на покупку Укртелекома, немалая: стартовая цена за 92,8% составляет 10,5 млрд грн. Плюс к этому инвестор обязан будет выплатить кредит Укртелекома, взятый компанией в 2005 году. По информации экс-главы ФГИ Валентины Семенюк, речь идет о займе в $500 млн от банка Credit Suisse First Boston (в 2006-м переименован в Credit Suisse): на данный момент, по ее словам, погашен лишь $41 млн.
Справедливости ради стоит отметить, что цена, которую ФГИ хочет получить за Укртелеком, вполне адекватна рыночной стоимости компании. «Справедливая стоимость компании в тех условиях, в которых она сегодня работает, близка к стартовой цене выставляемого пакета (11–12 млрд грн за 100%)», — говорит аналитик BG Capital Александр Паращий. Рыночная капитализация Укртелекома по состоянию на середину октября составляет около 10 млрд грн. «Сначала стартовая цена планировалась на уровне 7 млрд грн, но ФГИ запросил 10,5 млрд грн, ориентируясь на котировки Укртелекома на бирже», — говорит пресссекретарь фонда Нина Яворская.
Дань традиции
Впрочем, 12 млрд грн Фонд госимущества вряд ли сможет получить: из-за небольшого количества участников цена поднимется ненамного. В прошлом году во время неудавшейся приватизации Одесского припортового завода также к конкурсу было допущено только два участника. Однако один из них не сделал ценового предложения: в результате торг превратился в фарс. Не исключено повторение такого сценария и в случае с Укртелекомом. В результате цена по продаже не будет значительно отличаться от стартовых 10,5 млрд грн.
Еще один вариант развития событий: до торгов дело так и не дойдет. Министерство транспорта, которое сейчас контролирует Укртелеком, может быть заинтересовано в том, чтобы оставить компанию «у себя». Создавая максимально размытые условия конкурса, чиновники могут получить много юридических возможностей оспорить конкурс в суде и заблокировать его. Кстати, при таком сценарии государство также сможет несколько месяцев бесплатно попользоваться деньгами потенциальных покупателей. Каждый из них перед началом аукциона обязан внести гарантийный взнос 1,05 млрд грн. Проблемы с возвратом подобного взноса были у участников приватизации ОПЗ: каждый из них осенью 2009-го внес по 400 млн грн, но, несмотря на отмену конкурса, эти деньги так и не вернули. Конкурсантам удалось получить эти средства только осенью 2010-го: Государственная исполнительная служба в судебном порядке взыскала их с ФГИ. Впрочем, учитывая нынешнюю политическую реальность, подобный сценарий — скорее теоретическая возможность, чем практическая угроза.
По материалам: Контракты