Так эксперт МЦПИ Александр Жолудь считает, что в третьем квартале потребление возросло: "Люди могут говорить, что всё очень плохо, но при этом тратить больше, чем раньше".
Машинки большие и маленькие
В региональном разрезе наиболее ухудшились потребительские настроения на востоке Украины, где они в ноябре снизились сразу на 15,8 пункта. Краткосрочные экономические ожидания украинцев упали на 7,5 пункта, долгосрочные — на 6,6. Настроения народа испортила кампания по принятию Налогового кодекса, который грозил существенно увеличить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. "Для многих людей это могло означать потерю части доходов или вовсе работы. Поскольку упрощенную систему налогообложения всё-таки сохранили, есть основания для улучшения потребительских настроений в декабре 2010-го", — отмечает заместитель директора МЦПИ Максим Борода.
При этом номинальные доходы населения начали расти. По данным Госкомстата, во втором квартале они выросли на 17,8% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Располагаемый доход, который украинцы могут использовать на приобретение товаров и услуг, увеличился на 21,2%, а реальный (то есть с учетом инфляции) — на 11,8%.
По оценкам Александра Жолудя, основной рост товарного потребления к концу 2010-го по сравнению с прошлым годом произойдет за счет товаров длительного пользования. Ведь спрос на бытовую технику, мебель, автомобили долгое время парализовали негативные ожидания на будущее. "Статистика второго-третьего квартала показывает увеличение спроса на товары длительного пользования. Многие украинцы распрощались с кризисом. Те, кто раньше экономил на покупке обуви и бытовой техники, начали приобретать эти товары именно во втором квартале 2010 года. К концу года такая тенденция только усилится", — уверяет Жолудь. Одежду и бытовую технику традиционно дарят в преддверии новогодних праздников, что дополнительно подстегивает спрос на эти товары. Продажи торговцев бытовой техникой за три первых квартала этого года увеличились на 32%, достигнув уровня докризисного 2007-го.
Чаще всего покупают фототехнику и телекоммуникационное оборудование, как правило, нижней ценовой категории азиатских производителей. В 2011-м профильные специалисты прогнозируют рост рынка бытовой техники и электроники на 15–20%. "Я удивлен, но в Украину вернулась традиция преподносить на праздники дорогие подарки. Машину, например", — говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. Это скорее частный случай, нежели правило, хотя в целом украинцы действительно стали чаще покупать новые авто. Нынешний октябрь стал наиболее удачным месяцем для украинского авторынка за последний год. По данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, только за ноябрь в Украине было продано рекордное после кризиса количество новых автомобилей — 17,1 тыс. (+31,7% к октябрю прошлого года). До сих пор рекордным был показатель июля — 15,2 тыс. Опрошенные нами участники рынка такую тенденцию связывают с ростом автокредитования и оптимизацией логистики автодилеров.
"В будущем продажи только вырастут. Лоббистам рынка удалось провести через Налоговый кодекс норму, упрощающую условия покупки авто по системе trade-in (обратного выкупа авто)", — отметил председатель Профсоюза таксистов Украины Василий Попик. Согласно кодексу, автосалон будет уплачивать НДС только с маржи (разницы между ценой покупки и продажи). По мнению Назаренко, при таких условиях салону просто невыгодно занижать сумму покупки, поскольку в этом случае ему придется платить бОльший налог, равно, как и слишком завышать цены. "Условия trade-in позволят автосалонам легко выкупать и продавать не только новые, но и подержанные автомобили", — говорит он. Эксперты рынка считают, что лишь одна эта норма Налогового кодекса увеличит спрос украинцев на авто как минимум на 20% уже в начале следующего года.
Кроме того, с начала 2011-го истекает запрет на валютное кредитование, законодательно установленный в июле 2009-го. Валютные займы физические лица могли получать только на лечение и обучение за рубежом. Автодилеры рассчитывают на оживление рынка продаж импортных авто после отмены этого ограничения. Правда, банкиры уверяют, что не вернутся к массовому кредитованию граждан в валюте.
Пьют, но не курят
Конец 2010 года продемонстрировал еще один весьма положительный тренд. Вице-президент Торгово-промышленной конфедерации, президент ассоциации "Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака" Владимир Сокерчак считает, что украинцы стали меньше курить. "На рынке табачных изделий наблюдается падение производства. К концу года отрасль выйдет на относительно небольшой уровень — 90 млрд штук сигарет по сравнению с почти 120 млрд штук в прошлом году. Это обусловлено в первую очередь повышением акцизов на табак, а в результате — и цен на конечную продукцию", — поясняет Сокерчак, подчеркивая, что стабильно курящий потребитель перешел на более дешевый нелегальный рынок табачных изделий.
Генеральный директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто считает, что нелегальный рынок не так широк, как об этом рассказывают лоббисты табачных изделий, но курящих украинцев действительно стало меньше. Этому способствовали не только высокие цены на товар и дефицит некоторых любимых марок сигарет. На психологию людей, особенно молодежи, в целом повлияли проводимая в Интернете и средствах массовой информации мировая антитабачная кампания и запрет на курение в общественных местах и кафе, ролики и плакатные предупреждения о вреде курения.
Снижение спроса на вредный товар обусловлен и регуляторными действиями власти. В частности, охоту курить частично отбили ужесточенные требования Закона "О рекламе", установивший с начала прошлого года запрет на рекламу табачных изделий в СМИ и на уличных билбордах. Согласно последним данным Госкомстата, в 2010-м впервые за десять лет среди мужчин старше 18 лет курильщики стали составлять меньшинство — 49%. В предыдущие годы этот показатель колебался в пределах 52–54,5%.
На алкогольном рынке иная ситуация. Во втором полугодии люди стали больше тратить на иностранные вина и коньяки средней и высокой ценовой категории. По мнению опрошенных экспертов, кризис в некоторой степени улучшил потребительский вкус украинцев, отказавшихся от водки в пользу вина. По данным Международного бюро вина и коньяка, с каждым годом потребление вина в нашей стране растет и к концу года достигнет 7,4 литра на человека (в 2009 году — 6,6 литра, в 2008-м — шесть литров). При этом, по словам Сокерчака, спрос повысился в первую очередь на импортную продукцию.
В то же время потребление вина у нас существенно отстает от показателей в других странах. В 2008 году в мире было потреблено 2392 млн декалитров вина, из которых на долю Украины пришлось менее 1,2%. Например, на Францию, близкую к нам по численности населения, приходится 13,3% мирового потребления вина.
Наступаем на те же грабли
Рост потребления украинцев не способствовал развитию отечественных производителей потребительских товаров. Народ, как и в докризисное время, удовлетворяется импортной продукцией, скупая недорогой, иногда не очень качественный товар зарубежных производителей. Если к середине нынешнего года сальдо торгового баланса почти вышло на нулевой уровень, то к концу года показатели значительно ухудшились, в первую очередь за счет ускорения импорта. По данным Госкомстата, в январе-октябре отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило 6,8 млрд гривен, что на 59,8% больше, чем в январе-октябре 2009-го.
Экономисты ожидают, что именно внутреннее потребление станет драйвером экономического роста Украины в 2011 году, ведь экспортный спрос будет сдержанным в силу экономических проблем в Европе. В то же время развитие потребительского кредитования вызовет ускоренный рост импорта и ухудшение платежного баланса. А это означает повышенные риски для валютного рынка, особенно в периоды пиковых выплат по внешним долгам.
Мир осторожен
К концу 2010 года потребительские настроения во всём мире приблизились к нейтральным, однако пессимисты всё еще преобладают над оптимистами. Заместитель директора Международного центра перспективных исследований Максим Борода утверждает, что индексы потребительского доверия в России, США и Европейском союзе в последнее время держатся на уровне 80–90 пунктов (то есть пессимистические ожидания относятся к оптимистическим как 55–60 процентов к 40–45 процентам), незначительно колеблясь от месяца к месяцу. По его данным, в ЕС в ноябре потребительские настроения улучшились на полтора пункта, а в декабре на столько же ухудшились. В Соединенных Штатах в ноябре произошло улучшение на четыре пункта, что связано с позитивными ожиданиями по поводу динамики безработицы.
"Потребительское доверие в США сейчас на рекордно высоком уровне за последние пять месяцев. Это хороший знак того, что мы подходим к праздничному сезону. Хотя потребительская оценка нынешнего состояния экономики и рынка труда лишь немного лучше предыдущего месяца, она предполагает, что экономика пусть и медленно, но развивается. Ожидается, что улучшение потребительских настроений продолжится и в следующем месяце", — говорит Линн Франко, директор Conference Board Consumer Research Center в Соединенных Штатах, официального органа, который публикует данный индекс.
Согласно исследованию компании Deloitte, в Европе можно выделить три группы стран в зависимости от оценки потребителями нынешнего состояния экономики. В Греции, Ирландии и Португалии более трех четвертей потребителей полагают, что экономика пребывает в состоянии упадка, и лишь около пяти процентов отмечают рост экономики. Португалия является единственной европейской страной, где ощущение рецессии по сравнению с 2009 годом усилилось.
Неуверенность относительно своей занятости коснулась большинства жителей объединенной Европы — впервые за длительное время опасаются за свою работу больше половины европейцев. В Западной Европе самые пессимистичные — греческие, ирландские и французские потребители. Сорок два процента европейцев отмечают снижение своей покупательной способности в 2010-м.
Расходы, запланированные в их бюджете на период новогодних и рождественских праздников, в этом праздничном сезоне в среднем уменьшились на два с половиной процента по сравнению с прошлогодним Рождеством, говорят в компании Deloitte. Затраты существенно снизятся в наиболее пострадавших от кризиса странах. Для жителей Греции и Ирландии падение составляет 21 и 10,6 процента соответственно. В отличие от Украины, где расходы большинства граждан на новогодний стол значительно вырастут, в Европе эта статья праздничного бюджета останется почти неизменной, а греки и ирландцы даже сократят затраты на продукты для банкетного стола.
Алексей Плотников, председатель подкомитета по вопросам международной экономической политики Комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики:
Возвращение украинцев к докризисным привычкам свидетельствует об оживлении экономики. Например, в этом году повысился спрос на дорогие иностранные сладости и вина. Тогда как в 2009-м существенно сократились поставки итальянских спагетти, а также других мучных изделий с различной начинкой вроде равиоли.
Кроме того, опираясь на статистику социологических опросов, могу сказать, что украинцы стали больше тратить на развлечения. Они чаще ходят в кино, посещают концерты и другие культурные мероприятия. Это свидетельствует об оживлении потребительских настроений. Ведь в условиях безденежья никто не ходит на концерты, особенно недешевых заезжих звезд.
Да, некоторые эксперты предполагают, что люди, которые тратят много денег на развлечения внутри страны — жертвы экономии, отказавшиеся от заграничного отдыха. Но отдых за рубежом и поход в кино — это разного рода траты и способы получения удовольствий. В бедных странах вроде Албании очень развиты лотереи. Когда народ беднеет, то спрос на такие виртуальные надежды повышается. В Украине спрос на услуги лотерей стабильно средний.
Михаил Дудник, вице-президент по маркетингу группы компаний Fozzy Group
Как мы и предполагали в начале года, в 2010-м большинство покупателей внимательно следили за расходами на продукты питания. Сумма, которую украинцы могут потратить на еду, осталась прежней или же незначительно выросла по сравнению с 2009 годом. При этом мы фиксируем сокращение объема разовой покупки при одновременном увеличении частоты посещений магазинов. Общее количество товаров в корзине уменьшилось, поскольку люди стали внимательнее относиться к выбору продуктов и меньше покупать (меньше продуктов куплено — меньше испортиться). Сейчас даже граждане с невысоким уровнем дохода предпочитают приобретать товара меньше, но более высокого качества.
Изменения в структуре спроса произошли в основном за счет покупателей со средним и выше среднего уровнем расходов. Многие потребители из упомянутой категории стали более чувствительными к цене и отдают предпочтение недорогим продуктам. Кроме того, они более охотно покупают продукты наших собственных торговых марок, ведь это возможность получить качественный товар по более низкой цене. Большим спросом стали пользоваться товары экономичного и ниже среднего сегментов, поэтому мы расширили их предложение в наших торговых сетях. При этом Fozzy Group не сократила в целом ассортимент товаров, так как многие украинцы продолжают приобретать товары среднего и премиального сегментов.
Олег Назаренко, директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров
В пик кризиса Украина поступила мудро — обошлась без стимулирования продаж автомобилей. К примеру, одним из элементов программы стимулирования экономики Германии в прошлом году стала поддержка автопрома. Немцы, решившие продать старые авто (произведенные не менее девяти лет назад), дополнительно получили от государства по две с половиной тысячи евро на покупку нового автомобиля. Тогда мой друг моментально организовал поставку в Германию российских машин Lada стоимостью по пять тысяч евро.
Сегодня, когда правительственный допинг закончился, там зафиксировано падение продаж. Да, для нашей страны 2009-й был провальным с точки зрения автопродаж. И если отталкиваться от прошлогодней базы, рост продаж в нынешнем году несущественный. Но сейчас наблюдается постоянное увеличение объема продаж, которое продолжится и в будущем году, особенно после прекращения действия моратория для банков на кредитование населения в валюте.
Кроме того, на украинском рынке всё больше производителей авто, способных под небольшие проценты кредитовать население. Думаю, на наш рынок начнут приходить новые производители. В той же Польше банки не занимаются автокредитованием. Там ссуды на авто дают дилеры — либо через свою финансовую структуру, либо через заводы-производители. Думаю, в 2011-м продажи возрастут на 25%.
По материалам: Украинский Бизнес Ресурс