Органические производители получат прямой доступ к европейским  покупателям

Органические производители получат прямой доступ к европейским покупателям

20 декабря в Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины состоялось очередное заседание Рабочей группы по развитию органического производства.

Среди уже традиционных тем, по совершенствованию законодательной базы в сфере органического производства особое внимание уделялось инструментам по стимулированию сбыта, расширения возможностей для украинских компаний и международному продвижению продукции украинского производства.

Через 2 месяца состоится главное органическое событие мира - BioFach 2018, где Национальный павильон Украины будет представлен уже в пятый раз. За последние четыре года площадь павильона выросла почти вдвое с 70 кв.м до 130 кв.м в 2018 году, и компаний-экспонентов - с 8 до 18 соответственно.

Подобные темпы роста присутствия обусловлены реальными возможностями, которые предоставляют международные мероприятия для отечественных производителей. Так, например, по данным профильного министерства, за 4 дня выставки 2016 года 14 украинских экспонентов смогли провести более 500 деловых встреч с потенциальными покупателями. В результате было подписано контрактов на общую сумму 3 500 000 евро. Следует отметить, что это менее 5% от общего количества производителей, которые действительно использую все возможности маркетинга.

Согласно данным Министерства аграрной политики и продовольствия сейчас в Украине под органическим сельским хозяйством занято 362’281 Га земли, а количество сертифицированных производителей составляет - 305. По сравнению с 2011 годом эти показатели выросли на 34% и 96% соответственно. Но возрастает ли при таких темпах производства сбыт на внешние рынки?

«Конечно, динамика экспорта «органики» из Украины показывает рост, но импортеры все чаще отмечают, что экспортируют те же компании, которые были на рынке 2 года назад, новички же «пасут задних»... И речь здесь касается небольших органических производителей, для которых вопросы сбыта сегодня является самым болезненным. Так как на внутреннем рынке спрос на их сертифицированную продукцию еще недостаточно сформирован, сбыт продукции за рубеж все же остается в приоритете», - отметила Мария Махновец, эксперт по органическому экспорту и налаживания торговых связей, соучредитель проекта Agroportex

По мнению эксперта трудности выхода органических производителей на внешние рынки обусловлены рядом факторов. Экспорт органической продукции предусматривает проверку качества отгрузки на наличие вредных веществ, влечет за собой дополнительные расходы, которые не каждый экспортер может себе позволить. Кроме того, недавние нововведения относительно дополнительного контроля импорта органической продукции происхождением из Украины сделали сам процесс экспорта дорогим и гораздо более рискованным.

Плохие знания иностранных языков, а иногда их отсутствие, также значительно мешают фермеру. Проблема коммуникации и отношений между покупателем и продавцом – одна из самых распространенных. Первое знакомство и переговоры могут ошибочно сформировать негативное впечатление у покупателя. Работая с украинским рынком, покупателю не хватает информации о надежности потенциальных поставщиков, а также индикаторов для оценки возможных рисков или их отсутствия.

Продолжением темы новых возможностей для украинских производителей стала презентация нового проекта по поддержке сбыта - B2B Маркетплейс «Первичного рынка органической продукции Украины». По словам инициаторов проекта AgroportEx и покупатели, и продавцы требуют гарантий, и именно первичный рынок в состоянии гарантировать покупателям цены от производителей, отсутствие посредников и дает возможность оценивать риски потенциальных партнеров и влиять на их репутационную историю.

AgroportEx является альтернативой традиционным украинским доскам объявлений и зарубежным специализированным площадкам. Потому что первые не гарантируют покупателям возможность отследить производственно-сбытовых цепей органической продукции и надежность продавцов, а вторые - не приспособлены к ментальным и инфраструктурным реалиям украинского рынка (комиссионные с каждой гривны мотивируют строить дальнейшие отношения в обход площадок, а отсутствие даже мобильной версии сайта и оповещения только по электронной почте делает их удобными для постоянного использования).

«Надо формировать не рынок слухов, а открытый рынок с репутационной историей всех участников. В чем нуждаются покупатели? Определенного объема по самой низкой цене и с проверенного источника. Надо производителям снижать стоимость для этого? Конечно - нет. Надо сформировать «Первичный рынок» и предоставить прямой доступ к производителям без посредников и по прозрачным правилам. - Отметил Дмитрий Титаренко, руководитель проекта и генеральный менеджер AGROPORT Ukraine. - Agroportex - это тот самый Uber, но для агропроизводителей. Так как для водителя необходимые машина и права, так и для «органического» фермера - сертификат с указанным органической продукцией, согласно которому он может ее выращивать и соответственно - реализовывать. А прозрачная система формирования индекса бизнес-репутации и возможность отслеживать производственно-сбытовых цепей позволяют на равных присоединяться к рынку новым игрокам. Рынок требует прозрачных правил и уже готов к инновационным решениям», - подытожил Титаренко.

Деятельность украинского агропроизводителя сосредоточена за пределами городов (ред. без скоростного интернета). Большинство времени они проводят не за  компьютерами, не в электронной почте и даже не всегда являются активными пользователями соцсетей. Однако, основной инструмент связи, всегда с ними - остается телефон. Именно телефон является источником наиболее ликвидной информации о товарах, ценах и остатки. И именно поэтому решение построено исключительно для мобильных устройств и в первом квартале 2018 будет доступно в виде мобильного приложения для Android и iOS. Обучающие мастер-классы и презентации проекта уже запланированы на всех мероприятиях AGROPORT Ukraine 2018.

По вопросам инвестирования в проект Agroportex обращайтесь: [email protected] / 067 713 65 71

Завершая 5-летнюю стратегию развития «Локализация агробизнеса - фокус в регионы», с 2018 года АГРОПОРТ будет постоянно проходить в трех городах и охватывать интересы индивидуально западных, южных и восточных агропроизводителей и представителей пищевой промышленности. По словам организаторов, новым регионом, который объединит интересы Юга, Херсон стал не случайно. Кроме интересов непосредственно участников и партнеров мероприятия это обусловлено и новыми возможностями для органических производителей. Ведь именно Херсонщина является одним из лидеров в производственно-сбытовых цепях Украины. Также в рамках деловой программы всех последующих форумов органика как трендовый направление Climate-Frendly Farming станет логическим продолжением темы адаптации сельского хозяйства к изменениям климата.

 

Справочная информация:

АГРОПОРТ – ежегодное масштабное мероприятие по поддержке фермерства и сельхозпроизводителей Украины и Восточной Европы. Проходит с 2015 года при поддержке ФАО и входит в календарь ООН. Традиционно тематика мероприятия коррелируется с генеральной линией ФАО и поддерживает тематику Международных лет, которые принимает Генеральная ассамблея ООН. С 2016 АГРОПОРТ объединил фермеров всей Украине и проводится в формате Запад-Восток. Форум является комплексным и состоит из выставки техники и технологий для фермерства, инвестиционной конференции и серии семинаров, круглых столов и встреч бизнеса. С момента основания проходит на площадках международных аэропортов. С 2018 года АГРОПОРТ проходит в трех городах и охватывает интересы индивидуально западных, южных и восточных агропроизводителей.

AgroportEx - адаптированный к аграрному рынку Маркетплейс, что гарантирует доступ для покупателей со всего мира к первичному рынку органической продукции Украины (400+ производителей, 1000+ наименований товаров, 2000+ потенциальных предложений по ценам от производителей). Первый релиз мобильного приложения запланирован на I квартал 2018 и будет доступно для пользователей платформ Android и iOS. Общий объем инвестиций в стартап составляет около $ 300'000, из которых $ 130'000 команда планирует привлечь от внешних инвесторов.

Biofach - ведущая выставка которая последние 29 лет подряд собирает органических производителей со всего мира. Первый мероприятие началось с 197 участников и 2500 посетителей в Людвигсхафене в 1990 году. Начиная с 1990 года Biofach проходит в Нюрнберге, где в первый свой год собрала 1276 экспонентов и более 21000 посетителей. Biofach 2018 году пройдет с 14 по 17 февраля (Нюрнберг, Германия).

Читайте также