Продажа СЕБ банка, хотя и оказалась немного неожиданной, то не стала сенсацией. Но продажа Сведбанк, а потом банка Форум, действительно стала знаковым явлением в нашей банковской системе. Когда немецкий Коммерцбанк покупал банк Форум, казалось, что это на века. Немцы инвесторы довольно консервативные, и они пришили в Украину уже после того, как в Украине банковский ажиотаж был, что называется, на пике.
Было время - нерезидентам не хватало украинских банков. Платили очень много и покупали очень активно. Казалось, что инвестиционная привлекательность украинской банковской системы не имеет предела, а украинские банки будут всегда пользоваться спросом у нерезидентов. Но прошло время и все изменилось. И как раньше нерезиденты активно скупали украинские банки, так же активно хотят их теперь продать, но это сложно. Нет ажиотажа, нет и покупателей.
Главная причина, почему нерезиденты перестали покупать украинские банки, это проблемы самих покупателей-нерезидентов. До кризиса многие зарубежные банки покупали украинские банки очень дорого, чтобы повысить стоимость своих активов. Чего только стоит покупка больше чем за 1 млрд. долл. банка Аваль австрийским Райффазен. Фактически это была попытка за счет банка Аваль сделать из австрийского Раффайзена крупный европейский банк. Слияние, поглощение, и все это еще замешанное на запуске IPO, было любимым детищем зарубежных инвесторов, которые до кризиса скупали украинские банки. Почему они так активно покупали банки с большим количеством отделений и большими размерами кредитных портфелей? При этом никто из них не задавал себе вопрос, насколько эффективно работают эти банковские отделения и какого качества кредитный портфель. Покупали как раз размер, и в результате, пока был экономический подъем, было все хорошо. Но стоило настать кризису, как оказалось, что стоимость, а точнее доходность покупки, очень низкая.
Первый удар, который был действительно шоком для зарубежных покупателей наших банков, это резкое ухудшение качества обслуживания кредитных портфелей и невозможность взыскать залоги. Должники не платят, или не хотят платить, но залог забрать нельзя, а даже если и можно забрать, то проблема продать его. Ко всем этому добавилась проблема дополнительного налогового бремени, если банк списывал проблемные активы. В результате, качество кредитных портфелей упало, и вместо доходов зарубежные инвесторы получили убытки.
История знает случаи, когда банки переживали кризисы. Поэтому зарубежные инвесторы начали «лечить» своих «украинских дочек» методами, которые они использовали в других странах, и это еще больше их расстроило. Они пытались за счет вливания денег повысить ликвидность банков и захотели продать «токсичные активы». Но оказалось, что в результате налогового законодательства, а также в результате политических событий, в Украине создать рынок по торговле плохими активами банков очень сложно. Поэтому избавится от «токсичных активов» оказалось проблематично. В результате, балансы банков стали только расстраивать зарубежных инвесторов, ибо теперь эти балансы ухудшали консолидированный баланс банков, а не улучшали.
Потом начались активные действия по уменьшению количества отделений банков, снижение затрат по банковской системе, реструктуризация кредитных портфелей. Но, это мало помогло зарубежным инвесторам. Запуск процесса по сокращению банковских отделений оказался запоздавшим. Затраты были понесены и их уже нельзя было компенсировать. Уменьшение численности сотрудников тоже дало мало эффекта. В результате по уровню операционных расходов украинские банки остаются самыми дорогими среди европейских банков. Остается проблема стоимости инкассации наличной гривны, и уменьшить эти затраты нереально. Реструктуризация кредитных портфелей дала возможность большую часть кредитов юридических лиц сделать из валютных гривневыми и частично валютные кредиты физических лиц перевести в гривну. Но проблема качества кредитного портфеля не изменилась. Как и раньше, заемщики плохо погашают старые кредиты, и нет возможности решить эту проблему за счет реализации залогового имущества, так как цена этого залогового имущества ниже стоимости задолженности по кредиту. В результате банки с резервами 30-50% от суммы выданных кредитов не диковинка, но такого рода большие резервы под проблемные кредиты очень дорого обходятся для рентабельности банков. Убытки и еще раз убытки теперь стали главной визитной карточкой украинских банков. По результатам 2012 года: Эрсте банк – убыток почти 0,5 млрд. грн; Универсальный банк и Правекс – почти 0,3 млрд. грн. Не удивительно, что интерес со стороны зарубежных банков теряется и возникает желание эти банки продать. Вопрос кому и за сколько.
Нельзя сказать, что украинские банки не пользуются спросом. По количеству вновь созданных банков за 2011- 2012 годы можно сказать, что процесс создания новых банков продолжается. Покупатели на украинские банки были и будут. Но поменялись акценты и сами покупатели. Если раньше главными покупателями были нерезиденты, которые хотели купить не просто банк, а банковскую сеть, то теперь главные покупатели, это наши украинские бизнесмены, которые, прежде всего, хотят купить «нулевой» банк, а вот банки с историей менее популярны у покупателей. Почему? Есть ряд факторов, которые в той или иной степени влияют на мнение покупателей.
Главная проблема наших старых банков, которые хотят продать – это старые долги, которые остались со времен кризиса. Получается, что покупая украинские банки, покупатель покупает не столько бизнес, сколько долги. Поэтому сделка по продаже Кредитпромбанка за 1 доллар имеет символическое значение. Действительно, на данный момент имеет смысл покупать старый банк с кредитным портфелем, если ставить себе цель, за счет работы коллекторской службы «отжать» проблемные кредиты и тем самым компенсировать хотя бы частично убытки по проблемным кредитам. Если нет такой возможности или нет желания, то покупать действующий банк нет смысла. Ибо найти действующий банк с качественным кредитным портфелем нереально. Банки, которые предлагаются на продажу отличаются только объемом проблемных кредитов и сложностью их взыскания с учетом владельцев-должников.
Вторая проблема – зачем нужен банк. Инвестиции денег в банк вряд ли будут эффективными, если банк не развивать. Надежда, на то, что можно купить банк и быстро перепродать несбыточна. Инвестор может получить доход, только за счет дохода банка. И вот тут возникает головоломка, которая не дает покоя ни украинским, ни зарубежным инвесторам. Затраты по украинским банкам большие, но в тот же момент и чистый процентный доход к активам банка в Украине один из самых высоких в Европе. Так что возможность заработать существует. Но вот вопрос, где этот доход, и как его заполучить?
На текущий момент инвестору имеет смысл вкладывать деньги в банк, если он готов развивать розничное кредитование, которое в большей степени ориентировано на кэш-кредитование. Этот вид бизнеса предполагает получение высокого процентного дохода, но и сопряжен с возможными убытками по невозврату кредитов. Поэтому, этот вид бизнеса высокодоходный и высокорисковый. Он позволяет получить быстрый и большой доход, но малейшая ошибка или неумение управлять рисками при потребительском кредитовании может привести к банкротству банка.
Банк Дельта и Приватбанк; российские банки Банк Русский стандарт, Траст; французский банк Кредит Агриколь банк; польский Идея банк и ряд других, сейчас активно вышли на рынок потребительского кредитования и пытаются на этом высокорисковом виде бизнеса заработать деньги. Именно в эти банки инвесторы сейчас вкладывают деньги и готовы вкладывать на перспективу. Именно эти банки могут показать быстрый доход и обеспечить высокую рентабельность капитала.
Если раньше украинские банки покупали, потому что в Украине был бум ипотечного кредитования, то теперь инвесторы и украинские, и зарубежные, готовы вкладывать деньги в украинские банки, которые связаны с розничным кредитованием. По итогам 2012 года чистый операционный доход к активам банка составил почти 8% у банков Дельта, Кредит Агриколь банк и банк Идея. А по банку Русский стандарт чистый операционный доход к активам составил 17%. Перспективное вложение, хотя и рискованное.
Банковская система была и остается интересным объектом для инвестирования. Только меняются инвесторы и увлечения инвесторов. Теперь другие факторы влияют на выбор инвесторов, и они ставят другие цели по доходам. Времена меняются.