Промышленный потенциал Юго-Восточной Украины под угрозой российско-украинского конфликта

Промышленный потенциал Юго-Восточной Украины под угрозой российско-украинского конфликта

Крупные промышленные предприятия Юго-Восточной Украины, которые в общей массе своей являются наследием советской эпохи, тесно интегрированы в промышленный комплекс России.

 Значительная часть производственных цепочек Украины замыкается именно в России.

Харьковская, Луганская и Донецкая области представляются для российского крупного бизнеса крайне интересными территориями для инвестирования и покупки активов. Однако ухудшение отношений между Москвой и Киевом, в совокупности с экономическим кризисом на Украине, оказало крайне негативный эффект на предприятия данных областей.

Для системообразующих предприятий восточных регионов Украины основным рынком сбыта является Россия. То есть экономическая экспансия – это самый простой и удобный способ интеграции, и она уже осуществлялась.

Если Россия поставляет на Украину в основном сырье, то 40% экспорта в Россию составляет продукция машиностроения. При этом более 50% всех украинских экспортных поставок в этом секторе приходятся на российский рынок, а некоторые отрасли вообще практически полностью зависят от российского спроса. Именно на востоке Украины производятся электродвигатели, вагоны, генераторы, отдельные детали для авиационной и атомной промышленности, которые поставляются в основном в Россию.

Ряд крупных предприятий для российского бизнеса являются стратегически важными. В том случае если протестующим на юго-востоке Украине удастся добиться федерализации и перераспределения власти в сторону регионов, равновесие может сохраниться, но если чаша весов склонится в пользу Киева, за самые "лакомые кусочки" юго-восточной промышленности начнется жесткая борьба. Самые важные предприятия этой части Украины такие:

Харьковская область

Харьковская область является одним из наиболее экономически развитых регионов Украины. Это связано с близким расположением угольно-металлургической базы Донбасса и Приднепровья, которое стимулировало развитие промышленного сектора региона.

Харьковский авиационный завод

Харьковский авиационный завод - крупнейший авиазавод Украины. Предприятие практически полностью ориентированно на Россию.

Однако в последние годы оно сталкивается с серьезными трудностями, в связи с тем что "Объединенная авиастроительная корпорация" блокирует строительство Ан-124 "Руслан", "Аэрофлот" отказывается от украинских лайнеров Ан-148 в пользу самолетов "Суперджет 100", выпускаемых компанией "Гражданские самолеты Сухого", а Министерство обороны РФ с каждым годом уменьшает заказы на транспортник Ан-70.

"Электротяжмаш"

"Электротяжмаш" - один из крупнейших мировых заводов, специализирующихся на выпуске крупных гидрогенераторов, гидрогенераторов-двигателей, турбогенераторов для тепловых и атомных электростанций. Завод поставляет продукцию в Россию, Индию, Казахстан, Панаму, Мексику и другие страны. При постройке Зеленчукской ГЭС-ГАЭС на базе действующей ГЭС в Карачаево-Черкессии использовался гидрогенератор-двигатель, произведенный "Электротяжмашем".

Рентабельность завода составляет около 40%, что делает его одним из самых прибыльных предприятий Украины. На заводе работает около 6500 человек, что делает его одним из крупнейших работодателей харьковской области.

"Турбоатом"

"Турбоатом" специализируется на выпуске турбин для тепловых и атомных электростанций, теплоэлектроцентралей, гидравлических турбин для гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих электростанций, газовых турбин и парогазовых установок для ТЭС.

Наряду с "Электротяжмашем" является одним из самых прибыльных предприятий Харьковской области. Доход от реализации продукции в 2013 г. вырос на 137% и достиг значений 1,924 млрд грн. Причем доля экспорта в общем объеме реализации составила 49%.

Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева

Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева специализируется на выпуске тепловозов и танков.

В 2013 г. он находился на грани банкротства, однако стратегическая важность предприятия не позволила его остановить. В 2013 г. завод поставил первую партию танков "Оплот" в Таиланд, что позволило заводу выжить.

Предприятие оказалось в сложном положении из-за освоения производства новой техники, особенно БТР-4. На фоне всех сложностей с изготовлением и передачей в Ирак этих машин ХЗТМ исполняет договор на поставку моторно-трансмиссионных отделений (МТО) с двигателем 6ТД2 для Пакистана и Китая без аналогичных проблем, сопутствующих иракскому контракту.

Луганская область

Географическое положение Луганской области, а именно развитая сеть железных дорог, близость к важнейшим сырьевым районам и соседство крупными промышленными центрами (Харьков, Ростов-на-Дону), способствовало развитию металлургии, тяжелого машиностроения, химической промышленности.

"Лугансктепловоз"

"Лугансктепловоз" специализируется на выпуске тепловозов, электровозов и электропоездов. Является ключевым партнером ОАО "Российские железные дороги".

Только в начале текущего года "Лугансктепловоз" нарастил объем выпуска тепловозных секций на 25% до 46 штук, из них 10 секций тепловоза 2ТЭ116УД было оборудовано силовыми установками General Electric. Заказчик всего произведенного парка – ОАО "РЖД". Производство компании в денежном выражении, с учетом выполненных работ по кооперации и поставкам запасных частей, увеличилось на 37%.

Стахановский вагоностроительный завод

Стахановский вагоностроительный завод - предприятие с полным циклом производства грузовых вагонов различных типов и конструкций. В настоящее время поставляет на железнодорожные магистрали более 10 видов грузовых вагонов. Завод входит в финансово-промышленную группу "Финансы и Кредит", подконтрольную украинскому бизнесмену Константину Жеваго.

Более 80% производимой продукции приходится на государственные предприятия и частные компании России, Узбекистана, Казахстана, а также стран Балтии.

Донецкая область

Донецкая область обеспечивает около 20% промышленного производства Украины и является крупнейшим промышленным регионом страны. Ключевой отраслью региона является угольная и металлургическая промышленность, помимо этого в регионе сконцентрированы крупнейшие машиностроительные предприятия. Большинство предприятий ориентированы на Россию и экспортируют около 40% своей продукции в восточном направлении.

Металлургический комбинат "Азовсталь"

"Азовсталь" – один из крупнейших металлургических заводов Украины с полным циклом производства. Завод входит в группу "Метинвест", которую контролирует System Capital Management, компания полностью принадлежит украинскому миллиардеру Ринату Ахметову.

В 2013 г. объем производства стали составил 4,5 млн тонн, чугуна - 3,8 млн тонн, в результате чего чистый убыток сократился на 6,7% по сравнению с 2012 г. до 2,513 млрд грн с 2,695 млрд грн.

"Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича"

"Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича" - крупнейшее промышленное предприятие Донбасса и Донецкой области. Компания также принадлежит Ринату Ахметову.

В 2013 г. комбинат снизил производство металлопроката на 3,3% до 4,2 млн тонн. По данным представителя предприятия, в 2013 г. комбинат выплавил 5 млн тонн стали, что на 2,1% меньше показателя 2012 г., при этом производство чугуна увеличилось на 12% до 5,1 млн тонн.

Авдеевский коксохимический завод

Авдеевский коксохимический завод - крупнейшее коксохимическое предприятие в Европе. Входит в группу "Метинвест", которая контролируется миллиардером Ринатом Ахметовым.

АКХЗ выпускает около 20% от всего объема производимого доменного кокса на Украине. Производимая заводом продукция поставляется в Россию, Молдавию, Польшу, Чехию, Словакию Турцию, Египет, Румынию.

Однако, несмотря на это, завод в 2013 г. зафиксировал серьезный убыток в 195,249 млн гривен. Стоимость активов завода на конец 2013 г. составила 7 947,314 млн гривен, дебиторская задолженность - 2 627,289 млн гривен.

Читайте также