До конца финансового кризиса еще далеко, проблемы европейских стран тянутся друг за другом, а инвесторы ведут себя все более и более осторожно. Из-за этого многие крупные компании не хотят или не могут вести агрессивную развивающую стратегию на внутренних и внешних рынках. Одним из основных инструментов экспансии на другие рынки является поглощение конкурентов. Для одной стороны – это путь к развитию, для другой – возможность выйти из бизнеса, который не приносит достаточно дохода собственнику.
Украинский рынок слияний и поглощений (M&A) выглядит гораздо хуже, чем рынки других стран. Это вызвано неблагоприятным инвестиционным климатом и нестабильностью политической обстановки. Хотя существует ряд парадоксов.
Один и тот же бизнес в развивающихся странах стоит значительно дешевле, чем в развитых. Украина занимает первые позиции среди аналогичных рынков, и, по логике вещей, украинские компании должны заинтересовать как финансовых инвесторов, так и стратегов. Однако ситуация обратная – инвесторы массово убегают из страны вместо того, чтобы вкладывать в активы. Финансовый рынок стал индикатором этого тренда – за последние 18 месяцев иностранный капитал покидал украинский рынок – Volksbank, Swedbank, Erste Bank, Commerzbank. Отказались от розничного бизнеса Societe Generale и Credit Europe Bank. Однако это еще не все. Сейчас есть несколько кандидатов на «побег»: Банк Кипра, Астра Банк, Platinum Bank, Марфин Банк. Среди акционеров этих компаний – крупные иностранные фонды прямых инвестиций и банки. Негативный имидж в глазах инвесторов еще больше усилил прецедент с участием Swissport и МАУ.
В такой ситуации вопросы о том, как и кому продать свой бизнес, встают в полный рост. Количество тех, кто желает покинуть рынок, увеличивается с каждым днем, а число покупателей сильно ограничено, особенно на фоне ситуации в Украине. Всем известно, что инвесторы бывают внутренними и внешними, стратегическими и финансовыми, и все это определяет их подход к оценке инвестиционного потенциала. В экономике с нормальным развитием на стоимость компании влияет множество факторов – доходность, конъюнктура рынка, удачное время выхода и еще множество других. Профессионалы обращают внимание на мельчайшую деталь на каждом этапе оценки инвестиций.
Специфическим «языком инвесторов» является именно доходность, которая рассказывает о прошлом компании, позволяя оценить ее будущее. Стоимость бизнеса прямо пропорциональна прибыльности компании.
Но вопрос все равно остается – кто захочет купить прибыльную и успешную компанию в Украине? Иностранные инвесторы заходят к нам все реже, но при определенной сноровке их можно отыскать. Второй вариант – крупные украинские бизнес-группы, которые продолжают скупать активы, но по сильно заниженной цене. Профессионалы, работающие на бизнес-группы, прекрасно знают, что сейчас стечение обстоятельств таково, что приобрести бизнес можно с очень хорошей скидкой.
Время стоит денег. Перед большим количеством украинских компаний стоит неприятный выбор: найти инвестиции до того, как бизнес умрет; дожить до конца без инвестиций и умереть, или продать свой бизнес с дисконтом, лелея надежду, что какой-нибудь инвестор заплатить рыночную стоимость, а то и премию. Деньги, не приносящие доход во времени – это убыток. Без дополнительного финансирования с каждым месяцем бизнес будет дешеветь. Остается только подвести итоги. Для огромного количества украинских бизнесменов, которые не готовы рисковать своим свободным капиталом либо не имеют возможности вложить дополнительные средства, единственный выход – это продать бизнес с дисконтом как можно скорее. Такой шаг компенсируется временем, которое тратится на поиск покупателя без дисконта, если просто вложить вырученные средства в банковский депозит.
Универсального рецепта не существует, есть только способ ведения бизнеса как при желании выхода из него, так и без оного. Если вы все-таки решили уйти с рынка – то разработайте детальную стратегию. Это сложно. Чаще сего, продажа собственного бизнеса становится сделкой целой жизни. Но главное – помнить, что инвестор вкладывает в будущее, оглядываясь на прошлое.
Словарь «языка инвестора»
О том, как, делая выводы из прошлого, получить выгоду из будущего.
24.04.13
Читайте также
Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!