В Германии много лет тестируют технологии использования возобновляемых источников энергии для получения из обычной воды — методом электролиза — либо водорода, либо синтетического жидкого горючего.
Стартап из Лос-Анджелеса Universal Hydrogen, разрабатывающий водородные технологии для самолетов, в октябре 2021 года успешно завершил очередной раунд привлечения инвестиций, получив 62 миллиона долларов США. Новыми инвесторами в этом раунде стали Mitsubishi HC Capital, Tencent, Stratos, GE Aviation, Waltzing Matilda Aviation, Fourth Realm, Hawktail, Marc Benioff’s TIME Ventures, Jeff Wilke, and Spencer Rascoff’s 75 и Sunny Ventures. Ранее мы сообщали, что стартап Universal Hydrogen в начале 2021 года привлек $20,5 млн в рамках Series A.
После этого раунда капитализация Universal Hydrogen выросла в 4 раза: с 55 до 262 миллионов долларов.
Основатель Universal Hydrogen — Павел Еременко, который родился в 1979 году во Львове, а в 13 лет вместе с родителями эмигрировал в США. Его отец — известный харьковский математик Александр Еременко, лауреат Премии Гумбольдта.
Павел Еременко — инженер в сфере аэронавтики и астронавтики, он получил профильное образование в Массачусетском и Калифорнийском технологических институтах. Ранее он работал в агентстве по оборонным технологиям Пентагона (DARPA), а также в компаниях Motorola и Google, где был директором по развитию технологий.
В мае 2015 года британская компания Juniper Research поместила Павла Еременко на седьмую позицию в рейтинге десяти самых влиятельных лидеров в мире технологий, при этом Илон Маск и Джеф Безос заняли восьмое и девятое места. В 2016 году Еременко занял должность гендиректора инновационного центра Airbus Group, но в сентябре 2020-го он объявил о создании собственного стартапа — Universal Hydrogen.
Компания Еременко разрабатывает проект, предполагающий создание водородно-электрической двигательной установки для самолетов, которую можно будет установить практически на любую модель летательного средства. Технологию планируют официально протестировать на самолете De Havilland Canada DHC8-Q300, также известном как Dash-8. Если все пойдет по плану, то он станет самым большим самолётом в мире на водородной тяге.
В то время как, к примеру, Airbus планирует сжигать водород в качестве топлива, Universal Hydrogen хочет разработать установку, вырабатывающую электричество из водородных топливных элементов и включающую электродвигатели Magnix. Планируется, что модифицированный Dash-8 сможет принять на борт 40 пассажиров вместо нынешних 56 — из-за больших водородных модулей, которые будут размещены в хвосте. Собственно, первым продуктом стартапа должны стать лёгкие модульные капсулы для «зелёного водорода» в самолетах, оснащённых соответствующими установками.
Ожидается, что дальность полёта транспортного средства от Universal Hydrogen составит около 740 километров. Компания утверждает, что в мире насчитывается 2200 самолетов, которые могут пройти модернизацию и перейти на водородную тягу. Павел Еременко надеется, что уже до 2025 года его продукт позволит широко использовать водородные топливные элементы на борту небольших региональных самолетов, перевозящих 40-60 человек.
В конечном итоге, рассчитывают в компании, её водородные капсулы будут доступны для самолетов разного размера — от воздушных такси вертикального взлета до дальнемагистральных самолетов. Чтобы запустить рынок капсул, Universal Hydrogen в сотрудничестве с компанией Plug Power разрабатывают собственный самолет на водородной тяге на 19 посадочных мест, способный совершать перелеты на расстояние до 1200 км.
Упомянутая Plug Power была одним из инвесторов, которые в апреле 2021 года обеспечили Universal Hydrogen 20,5 миллиона долларов инвестиций в рамках первого раунда их привлечения. Раунд возглавил венчурный фонд Playground Global с синдикатом инвесторов, куда также входили компании Fortescue Future Industries, Coatue, Global Founders Capital, Airbus Ventures, Toyota AI Ventures, Sojitz Corporation и Future Shape.
Павел Еременко считает, что водород — единственный реальный путь достичь задачи Парижского климатического соглашения, то есть сдержать глобальное повышение средней температуры на уровне не более 2°C по отношению к зафиксированным температурным показателям доиндустриального периода (до 1760 года). Для достижения этой цели в ЕС рассматривают масштабное производство «зелёного» водорода.
В частности, правительство Германии выделило 9 миллиардов евро на запуск национальной водородной промышленности — с целью стать мировым лидером в этой области.
Водород давно считают тем перспективным источником энергии для применения на железных дорогах, который поможет уменьшить выбросы вредных элементов в атмосферу. Так, начиная с 2018 года французская компания Alstom запустила «водородный» поезд Coradia iLint. А в авиационной отрасли, кроме Universal Hydrogen, ставку на водород делают компания ZeroAvia из Великобритании и упомянутая компания Airbus, которые уже разрабатывают самолеты на этом топливе.