1. При реализации внешнеэкономической стратегии Украины в 2014-2015 годах необходимо учесть, что политическое партнерство с ЕС не может полностью решить долговые проблемы Украины. Среди причин этого – экономические и социальные проблемы самого содружества, в том числе высокая долговая нагрузка, высокий уровень безработицы, демографические проблемы. Также следует аккуратно привлекать китайские инвестиции. На примере стран, в которых происходит экспансия китайских корпораций, не решаются вопросы трудоустройства местного населения, а также игнорируются социальные аспекты и экологические нормы.
2. Важным условием экономического роста в 2014 году является получение кредитов на сумму до $20 млрд от других государств и международных финансовых организаций. Получение займов в таком объеме посодействует решению существующих финансовых проблем Украины в части исполнения международных обязательств. Также эти деньги частично пополнят валовые резервы НБУ и создадут условия для удержания курса гривны.
3. Ценовая конкурентоспособность экспорта в 2014 году может сохраниться при курсе до 9-9,5 грн/$ и инфляции на уровне 8,5-9,7% в среднем за год. Более высокий уровень инфляции в 2014 году создаст девальвационное давление на гривну. Девальвация нацвалюты до 11-12 грн/$ приведет к значительному падению основных макропоказателей экономики Украины. В частности, ВВП упадет на 4,4 п.п., экспорт потеряет 5,1 п.п., импорт – 13,8 п.п. Промышленное производство потеряет при этом 11,9 п.п, реальная заработная плата упадет на 8,4 п.п.
4. При отсутствии финансирования от ЕС и МВФ в Украине наступит долговой кризис, который, в свою очередь, спровоцирует обострение валютного кризиса. За ним может последовать отток иностранного капитала, расбалансирование внутреннего рынка, возникновение банковского кризиса.
5. Нужно стимулировать все категории инвесторов использовать инструменты публичного долга и создавать публичную историю для эмитентов через публичный долг. Необходимо срочно убрать дискриминационную норму по налогообложению доходов, полученных от банковских облигаций. Для населения такие облигации могут стать альтернативой депозитам.
6. Для оздоровления финансов предприятий реального сектора в 2014 году следует перейти от отраслевого управления экономикой к управлению проектами, которые будут обеспечиваться финансовыми ресурсами Государственного банка развития Украины. Ресурсная база Банка развития должна быть сформирована за счет части ежегодных эмиссионных средств НБУ и размещения долговых ценных бумаг, в том числе под госгарантии.
7. В 2014 году нужно провести привлечение средств частных инвесторов для финансирования инвестиционных проектов в рамках механизмов государственно-частного партнерства на принципах распределения рисков между инвесторами и государством 50 на 50, что позволит увеличить объемы финансирования до уровня в 15 млрд евро. В свою очередь, это обеспечит частичную модернизацию производственных фондов реального сектора в течение ближайших четырех лет.
8. Необходимо принятие государственной программы по улучшению инвестиционного климата, в том числе – по ослаблению административного и налогового давления на бизнес, и обеспечению гарантированной государством защиты прав инвесторов и кредиторов в судах.
9. Включение в Налоговый кодекс раздела по непрямым методам определения фактов уклонения от налогообложения госслужащими. Этот раздел должен включать в себя процедуру инвентаризации недвижимого имущества и финансовых активов в собственности таких чиновников, определение на основании данной оценки объемов полученных коррупционных доходов.
10. Пересмотр незаконных судебных решений, принятых в 2010-2013 годах, по привлечению к имущественной и криминальной ответственности представителей бизнеса, а также незаконному присваиванию предприятий.