Законопроект призван урегулировать вопросы национализации всего имущества, объектов, средств и вкладов агрессора, которые находятся на территории Украины. По какой процедуре будет конфисковываться российское имущество и по каким принципам его будут определять, пока не сообщается.
Какие активы россиян получит Украина?
В момент оккупации Крыма российский бизнес присутствовал во всех ключевых секторах украинской экономики. Российские активы на нашей территории оценивались примерно в $30 млрд. Речь идет о предприятиях и компаниях, находящихся в полной или долевой собственности физических и юридических лиц Российской Федерации.
Кроме того, активы были представлены объектами недвижимости, денежными средствами на банковских счетах, требованиями по выданным кредитам. Российские активы были в тяжелой и легкой промышленности, оптовой и розничной торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе, транспорте. И особенно в банковском секторе.
«Дочки» российских банков занимали около 12% украинского банковского сектора. Кроме того, большая часть банковских активов России в Украине приходилась на кредиты. В частности, в апреле 2015 г. американское рейтинговое агентство Standard&Poors оценило агрегированные риски крупнейших российских банков в Украине в $23−25 млрд. Из них $8 млрд. — украинским компаниям и физическим лицам.
Общий объем российских активов в энергетике Украины составлял более $ 10 млрд., в несколько миллиардов долларов оценивались активы российского бизнеса в украинской металлургии. В значительной степени контролировался российскими операторами украинский рынок сотовой связи.
Впрочем, с тех пор ситуация сильно изменилась, российские банки массово покидали Украину. Недавно Фонд гарантирования вкладов начал процесс ликвидации украинской «дочки» российского Сбербанка, которая недавно была переименована в Международный резервный банк (МР Банк).
Накануне Национальный банк принял решение отозвать банковскую лицензию и ликвидировать находящиеся под контролем Российской Федерации банки: АО «Международный резервный банк» и Публичное акционерное общество «Акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк».
Бегут из своих украинских активов и другие финансисты. Бизнесмены Михаил Фридман и Петр Авен, попавшие в санкционный список ЕС, передадут свою долю в «Альфа-Банке» согласованным с Нацбанком физическим и юридическим лицам-резидентам Украины.
Изменилась расстановка сил и в других секторах. Теперь российского капитала на нашей территории значительно убавилось.
Несмотря на это, российские олигархи и крупные предприниматели все еще владеют в Украине десятками предприятий. Ресурс собрал список таких предпринимателей.
Олег Дерипаска
Financial Times сообщало, что олигарх участвовал в отмывании денег для Путина. Он также является фигурантом списков санкций многих стран, в том числе и Украины.
Официально он вышел из своих бизнесов: «Запорожский алюминиевый комбинат» (ЗАЛК). А вот еще один крупный актив — «Николаевский глиноземный завод» (НГО), вероятно, до сих пор принадлежит россиянину.
Им владеют «Алюминий Украины» и «Гуардон Украина». Их учредители зарегистрированы на островах Аруба (оффшор). Но, как пишут николаевские журналисты, гендиректор НДЗ Виктор Кожевников — бывший менеджер алюминиевого завода группы «Русал» Дерипаски.
Его заместитель Аркадий Саркисян — бывший депутат российской Госдумы и, по сообщениям российских СМИ, бывший охранник Дерипаски.
В лучшие времена завод стоил несколько миллиардов долларов.
Мегдет Рахимкулов
Экс-глава представительства «Газпрома» в Венгрии Мегдет Рахимкулов владеет акциями крупнейшего венгерского банка OTP Bank. Сейчас у его семьи 8,64% акций OTP, группа в Украине владеет ОТП Банком.
Игорь Кесаев
В России владеет компанией Мегаполис, в Украине же их дочерняя компания переименована в Тедис-Украина. По официальной информации, с 2014 ее основной владелец — Борис Кауфман. Однако совладельцем также называют Игоря Кесаева, это российский олигарх, находящийся под санкциями в Украине.
Александр Лалаян
Россиянин Лалаян уже много лет поставляет авто в различные органы власти в Украине. Связанные с ним компании получили десятки миллионов гривен и за автомобили для Верховной Рады. У него также есть бизнес в России. К примеру, фирмой «Артмотор» до 2019 года владел гражданин России Александр Хоренович Лалаян.
Его партнером в России (согласно их реестрам) был Алексей Горбов, однофамилец владелицы харьковской фирмы. Теперь компанией «Артмотор» владеют россиянка Лариса Атапина и украинка Татьяна Акимова. Эти данные можно проверить с помощью сервиса YouControl.
Что было с аналогичными законодательными инициативами раньше
Аналогичные законодательные инициативы появлялись не раз. Впервые — после аннексии Крыма в 2014 году о таких планах сообщило правительство Арсения Яценюка. Тогда Министр юстиции Павел Петренко объяснял, что Украина планирует компенсировать крымские потери за счет госсобственности РФ. Но Кабинет Министров не оформил свои заявления в конкретный документ.
Осенью того же года законопроект соответствующего содержания зарегистрировали в парламенте «свободовцы», а в 2015 году — депутаты от Радикальной партии. Через год поводов для национализации имущества РФ в Украине добавилось, ведь кроме аннексии Крыма Украине пришлось противостоять российской агрессии на Донбассе.
Попытки утвердить закон о национализации российского имущества предпринимались и в 2018 году. Однако каждый раз документ не набирал необходимого количества голосов.
Но сейчас ситуация совсем другая. Несомненно, что депутаты поддержат соответствующий законопроект и он быстро пройдет не только через парамент, но и будет подписан президентом.