Украино-американская компания Noosphere создала торговую интернет-платформу Prosto.ua. В рамках этого проекта инвесторы хотят объединить В2С и С2С сегменты рынка, а также реализовать несколько инноваций в функционале самого сайта. По мнению экспертов, продвинуть такой проект на рынке будет непросто без нескольких миллионов инвестиций и четко сформулированных конкурентных преимуществ.
Представители дочерней структуры Noosphere, управляющей активами в секторе e-commerce, компании Universal Commerce Group (UCG), заявляют, что Prosto.ua запускается как многофункциональная платформа, объединяющая в себе возможности торговой интернет-площадки (В2С) и доски объявлений (С2С). Юлия Марищук, руководитель UCG (бывший генеральный директор холдинга Allegro Group Ukraine, который включает проекты OLX.ua и Aukro.ua), отмечает, что в проект уже было инвестировано примерно 1 млн. гривен, которые пошли на разработку функционала сайта. В число наиболее удачных решений, интегрированных в функционал, госпожа Марищук назвала систему безопасности сделок, прозрачную систему рейтингов, оперативную службу изменения сайта в случае поступления предложений от пользователей, CRM-систему, адаптированную для интеграции в интернет-магазины.
По мнению Ю.Марищук, новая бизнес-модель заинтересует как крупных ритейлеров, так и частных предпринимателей. Монетизация проекта будет осуществляться за счет взимания комиссии за успешно закрытые сделки, от рекламы и платных услуг, которые станут доступны пользователям с 2015 года. На сайте будет реализован функционал, позволяющий увеличивать частоту отображения предложений для покупателей. Стоимость таких услуг будет различаться для интернет-магазинов и частных продавцов.
Проект должен окупиться через два года. Руководитель UGP отметил, что компания не будет инвестировать в проект, который не окупится в среднесрочной и даже долгосрочной перспективе. Также Ю. Марищук не исключает возможности выхода на европейские рынки.
По мнению Эльдара Нагорного, директора по маркетингу медиа-департамента фотобанка Depositphotos (посредник между авторами фото и покупателем на рынке e-commerce), что крупному проекту такого типа понадобится не менее $5 млн. инвестиций в год. Причем эти деньги будут только поддержкой. Для развития такого проекта с нуля понадобится гораздо больше усилий, считает эксперт. Он не исключает возможности привлечения крупного инвестора в скором времени.
По словам эксперта, если на маркетинговую кампанию в следующие два-три года будет затрачено от $2 млн. до $10 млн., то Prosto.ua будет иметь реальный шанс занять лидирующие позиции на конкурентном рынке. Это в том случае, если проект будет ориентирован на рынок Украины. Однако, если речь зайдет о выходе даже на российский рынок, то эта сумма вырастет в 20-50 раз, считает эксперт. Для европейского рынка маркетинговая кампания может стать дороже еще в 100 раз.
Николай Палиенко, генеральный директор компании Prom.ua (лидер в сегменте B2C на рынке Украины), считает, что основным критерием успеха на этом рынке является количество покупателей и продавцов на площадке. Если на рынке уже есть успешные площадки, то у начинающего игрока практически нет никаких шансов, если они не применят инновационные и сложно воспроизводимые решения, отмечает эксперт.
Глеб Вышлинский, заместитель генерального директора исследовательской компании GfK Ukraine, высказывает подобное мнение. Он отмечает, что такому проекту для успешности необходимо иметь четко сформулированные и уникальные конкурентные преимущества. Пока же, по мнению эксперта, описания уникальных возможностей Prosto.ua звучат слишком расплывчато.
Однако, по его словам, проект может извлечь пользу из грамотного объединения В2С и С2С сегментов. В таком случае у покупателя появится возможность выбирать между товарами от магазина и от частного лица. Это может стать серьезным конкурентным преимуществом для Prom.ua, отмечает Г. Вышлинский.