В законопроекте предусматривается урегулирование взаимоотношений, связанных с биржевыми и внебиржевыми деривативами путем определения понятия "деривативы" и формирования их классификации.
Проблема формирования инфраструктуры, необходимой для функционирования рынка деривативов также содержится в указанном законопроекте. В нем предусмотрено создание торгового репозитория и центрального контрагента, которые должны функционировать в соответствии с европейскими стандартами.
Кроме этого, законопроектом предполагается внедрение института квалифицированных инвесторов и унификация подходов к регулированию деятельности бирж, осуществляющих торговлю ценными бумагами, деривативами, валютными ценностями, товарами и другими активами путем внедрения института оператора рынка (лицо, имеющее лицензию на организацию торговли такими активами на соответствующем рынке).
Наряду с законопроектом №3498 парламент принял и сопутствующие законопроекты, а именно:
- №3516 "О внесении изменений в Таможенный кодекс относительно регулируемых рынков и дериватиов";
- №3500 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс относительно регулируемых рынков и деривативов";
- №3499 "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно регулируемых рынков и деривативов".
Согласно информации Нацкомиссии, изменения в законодательстве, содержащиеся в данном пакете законопроектов, призваны способствовать полноценному функционированию внебиржевого рынка деривативов путем введения понятий генерального соглашения и ликвидационного неттинга (взаимозачет встречных требований и обязательств).
В проектах также предполагается комплексное урегулирование функционирования регулируемых рынков согласно директив ЕС.
В законопроектах регулируемые рынки разделены на четыре вида:
- регулируемый фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
- регулируемый товарный рынок;
- регулируемый денежный рынок (рынок инструментов денежного рынка);
- регулируемый рынок деривативов.
Функция общего надзора за регулируемым рынком деривативов отдана НКЦБФР. Контроль за OTC-деривативами предусматривает дополнительное обязательное предоставление информации о заключенных деривативах к торговому репозиторию.
НКЦБФР вместе с профильным органом власти будут утверждать правила каждого из регулируемых рынков.
В связи с тем, что нынешняя инфраструктура не позволяет мгновенно перейти на новые принципы работы, в законопроектах оговаривается переходный период для реализации новой модели.
По словам управляющего активами инвесткомпании "Неттрейдер", Юрия Бажинова, законопроект №3498 содержит практически все спорные моменты, которые давали бы возможность участникам рынка капитала предоставлять новые инструменты и услуги, а также позволили бы юридически урегулировать все спорные моменты на регулируемых рынках.
Эксперт считает, что именно полный контроль на товарных биржах, которых в Украине насчитывается несколько сотен и полное перелицензирование всех участников данного сегмента являются главными преимуществами нового закона. Благодаря принятым законопроектам на регулируемых рынках будет сконцентрирована ликвидность основных экспортных товаров, а также получено прозрачное ценообразование.
Юрий Бажинов добавляет, что новый закон направлен на развитие финансовых инструментов именно для поддержки сферы АПК. Эксперт констатирует, что в данном сегменте уже примерно три года подряд идут позитивные изменения в плане повышения финансовой грамотности. Крупнейшие холдинги поняли, что без контроля над рисками ценообразования не будет стабильного и прогнозируемого результата их деятельности. Теперь, имея новый закон, можно будет разработать и зарегистрировать локальные инструменты, которые будут соответствовать особенностям базового актива и более эффективно страховать такие риски.