Речь идет о законопроектах №2258 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс о государственных инвестиционных проектах» и №2259 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты о защите прав инвесторов».
Как ранее отмечал заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов, без принятия указанных двух законопроектов, Украина не получит обещанные $800 млн.
По словам Максима Нефедова, в законопроекте №2259 вводятся институты производного иска и независимые директора, а также ужесточены правила сделок с заинтересованностью и обозначена ответственность должностных лиц за причиненный компании ущерб. Кроме этого законопроектом устанавливается обязательный листинг для ПАО. Замминистра считает, что после принятия указанных законов наша позиция в рейтинге Doing Business поднимется на 8-10 значений. Каждой позиции в указанном рейтинге соответствует $600 млн. потенциальных прямых иностранных инвестиций. По прогнозам министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса, Украина должна занять 50-е место в рейтинге Doing Business, поднявшись с 96-го.
Директор департамента регистрационных вопросов и лицензирования НБУ Леонид Антоненко уверен, что благодаря такому документу в Украине появятся реальные публичные компании, во главе которых будут стоять независимые директора, с комитетами по вознаграждениям и назначениям, с честными и прозрачными инструментами решения конфликта интересов между мажоритарным акционером и компанией, с прописанной ответственностью руководства компании за нарушение их обязанностей по отношению к компании и т.д.
Теперь, как отмечает Леонид Антоненко, у инвестора появится мощный инструмент защиты его инвестиции, а именно право вето на одобрение сделки между компанией и ее связанными лицами.
Скорее всего, по мнению специалиста, публичных акционерных обществ в стране останется мало, но зато они будут работать по аналогам европейских стандартов публичности. При этом у частых компаний появится больше гибкости в вопросах корпоративного управления.
Что касается законопроекта №2258, то в нем предусматривается формирование эффективной и прозрачной системы управления государственными инвестициями. Также в законе дается определение таким понятиям, как "государственный инвестиционный проект" и "государственные (местные) капитальные вложения".
В законе также регламентируется, каким образом будут определяться объемы государственных капитальных вложений на разработку и реализацию государственных инвестиционных проектов. Речь идет о плановых и прогнозных показателях на следующие за плановым два бюджетных периода.
В законопроекте оговаривается конечная дата предоставления в Минэкономразвития плановых и прогнозных объемов государственных капитальных вложений.
Помимо этого, в документе устанавливается прозрачное распределение бюджетных средств из общего объема государственных капитальных вложений для продолжения (завершения) реализации ранее начатых инвестиционных проектов и новых.