В мае европейская валюта впервые за четыре года подешевела до 1,21 USD/EUR. За несколько дней фондовые рынки США, Азии и Европы рухнули на 10–30%. Иностранные инвесторы начали переводить свои сбережения в более консервативные активы (например, в золото), отказываясь от высокорисковых вложений.
Нестабильность в Европе откорректировала планы украинских компаний: с начала года о решении выйти на международные рынки капитала заявляли более десятка отечественных эмитентов. Среди них — Авангард, Agroliga Group, Агротон, Sintal Agriculture, Мрия, Дакор Агро Холдинг, ТММ, Bayadera Group, Кернел Групп. Однако осуществить задуманное удалось не всем: в конце апреля 2010 года яичный холдинг "Авангард" привлек на Лондонской бирже $187,5 млн, а Кернел Групп доразместила в Варшаве пакет акций на сумму $80 млн. Остальные компании отложили IPO.
Впрочем, эксперты уверены: шансы привлечь инвесторов в этом году у отечественных компаний есть. Несмотря на не очень благоприятные условия проведения размещения, инвесторы в средне- и долгосрочной перспективе относятся к Украине позитивно.
Сложно, но можно
Привлечение акционерного капитала, или выход на IPO, интересен отечественным компаниям. Размещать еврооблигации, например, могут далеко не все: долговая нагрузка многих украинских предприятий и без того высока. К тому же выпуск бондов предусматривает выплату купонов, а это дополнительные расходы для компании. Банковские кредиты сейчас дорогие, а требования у отечественных финучреждений настолько суровы, что соответствуют им лишь единицы. Еще одна причина, по которой собственники компаний стремятся выйти на IPO, — желание реально оценить стоимость своего бизнеса. Как оказалось, прежние методы оценки компании в период кризиса перестали быть эффективными. К тому же публичное размещение — это шанс повысить имидж компании, а ради громкого имени собственники готовы на многое.
Посткризисный инвестор стал гораздо более избирательным и требовательным. Времена, когда иностранцы покупали то, что им предлагает рынок, закончились. Если до начала кризиса 2008-го привлечь акционерный капитал на выгодных условиях было под силу чуть ли не всем желающим, то сейчас в фаворе у инвесторов исключительно прозрачные компании с позитивной историей работы на рынке. Важна для потенциальных покупателей и прозрачная структура собственников бизнеса. Личное знакомство с топ-менеджерами и владельцами приветствуется.
Изменились в 2010-м и критерии оценки компании: стоимость бизнеса в этом году будет существенно ниже, чем, например, еще два года назад. Раньше западные инвесторы, которые вкладывали в развивающиеся рынки, в том числе и в Украину, покупали перспективу роста рынка в целом. Украина для них была страной с огромным потенциалом роста. Теперь же за возможность развития экономики страны в целом или какого-либо отдельного сектора они платить отказываются. Высоко ценятся лишь сильные стороны компании в сравнении с конкурентами и те показатели, на которые предприятие может непосредственно влиять (объем выпускаемой продукции, прибыльность бизнеса, расширение рынка сбыта).
Если компания значительно отличается от своих конкурентов — это сигнал задуматься. Зачастую бурный рост или высокая рентабельность по сравнению со средними показателями по рынку достигаются искусственно, и не всегда это положительно влияет на бизнес. В 2007–2008 гг. многие инвесторы вкладывали в банковский и страховой секторы, но позже поняли, что разветвленная филиальная сеть, существенно повышавшая стоимость финучреждения, может оказаться неработоспособной и малоэффективной в кризисный период. СК оценивались по объему собранных премий, а на демпинг компании и на ее страховые резервы (точнее на их отсутствие) внимания никто не обращал.
Подобные ошибки оказались фатальными: недальновидные инвесторы вынуждены были фиксировать убытки. Теперь потенциальные покупатели пристально изучают операционные показатели компании, денежные потоки, качество менеджмента, риски, диверсификацию рынков сбыта, себестоимость продукции, устойчивость к колебаниям цен на продукцию.
Кстати, теперь инвесторы с большей охотой готовы финансировать не абстрактное развитие бизнеса, а конкретные проекты. Причем если раньше покупатели чаще всего лишь мельком просматривали бизнес-планы компании, а за целевым использованием средств в дальнейшем не следили, то теперь каждая копейка на счету. Инвесторы контролируют реализацию предложенного проекта на каждом этапе.
Пойди туда, не знаю куда
Чаще всего для привлечения акционерного капитала украинские компании используют Лондонскую, Франкфуртскую или Варшавскую фондовые биржи. Во Франкфурте, например, в 2007 году провела IPO на сумму $105 млн компания "ТММ", в Лондоне размещались Ferrexpo ($499 млн в 2007-м), Мироновский хлебопродукт ($371 млн в 2008-м) и Авангард ($187,5 млн в 2010-м). На Варшавской бирже привлекали средства Астарта ($31 млн в 2006-м) и Кернел Групп ($220 млн в 2007-м).
У каждой биржи есть свои преимущества и недостатки. Размещение средств на Лондонской бирже — это самый желаемый, но в то же время наиболее затратный вариант. Здесь собраны крупнейшие инвесторы со всего мира, однако доступ к ним дорог: стоимость услуг юридических, аудиторских, инвестиционных компаний, которые помогают подготовить IPO в Лондоне, достаточно высокая (8–10% от суммы размещения). Выйти на Франкфуртскую биржу проще. Требования к компаниям лояльнее, а цены ниже (6–7% от привлеченной суммы). Размещение на немецкой площадке привлекательно для небольших и средних компаний, ориентирующих свой бизнес на Европу. В Германии инвесторы отдают предпочтение компаниям таких секторов, как химпром, фармацевтика, энергетика, машиностроение, недвижимость, IT, ретейл.
Среди плюсов Варшавской биржи — лояльные корпоративные требования к эмитентам и дешевая стоимость выхода на рынок: проведение IPO здесь обойдется компании в 4–6% от привлеченной суммы. ВФБ позиционирует себя как аграрная биржа, что наверняка понравится компаниям агросектора. Но крупным эмитентам, желающим продать акции на сумму свыше $200 млн, в Польше пока делать нечего.
В ближайшие два-три года альтернативой ВФБ могут стать российские биржи, в частности ММВБ. По словам управляющего партнера российской компании "Универ Консалтинг" Игоря Бондаренко, на российский фондовый рынок приходится 60% объема организованных торгов СНГ и стран Восточной Европы. Ежедневный оборот на ММВБ составляет $1,8 млрд: это выше, чем на Варшавской и Сингапурской биржах. Проведение IPO здесь обойдется компании в 6–7% от суммы размещения.
"Шансы успешно провести IPO в России есть у крупных компаний машиностроительного сектора и у горнорудных предприятий, которым сложно продать свою историю в Лондоне", — считает директор отдела инвестиционно-банковской деятельности ИК "Тройка Диалог Украина" Игорь Петрашко. Кроме того, размещение в России позволит компаниям в будущем выпускать рублевые долговые бумаги. Имея рублевые денежные поступления, гораздо логичнее привлекать финансирование в рублях, чем брать кредиты в долларах или евро.
А вот далекие Нью-Йоркская и Гонконгская биржи в ближайшее время вряд ли будут интересны украинцам. В США, например, суровое законодательство: доступ к бирже имеют крупнейшие мировые компании или крупные госпредприятия. Азиатских инвесторов тоже интересуют исключительно промышленные гиганты. В начале 2010 года, например, на Гонконгской бирже публичное размещение провел крупнейший в России производитель алюминия — холдинг "РусАл". Компания сумела привлечь $2,2 млрд. Замахнуться на Гонконг могли бы украинские Метинвест и ДТЭК. Однако IPO для них — скорее выход на новую ступень развития, нежели острая необходимость дополнительного финансирования. Для публичного размещения эти компании будут ждать лучших времен.
В узком кругу
В 2010–2011 гг. популярными будут альтернативные площадки, такие как NewConnect в Варшаве, Open Market во Франкфурте или даже AIM в Лондоне. Именно здесь будут размещаться небольшие компании с капитализацией от $5–7 млн. Сейчас спросом у инвесторов, например, на площадке NewConnect пользуются IT-компании.
Альтернативные площадки предлагают небольшим молодым компаниям упрощенные условия привлечения средств. Как правило, от эмитентов требуются лишь ежегодные и полугодовые отчеты по международным стандартам, а также текущие отчеты о событиях, которые оказали существенное влияние на финансовое положение компании. Кроме того, среди плюсов альтернативных площадок — минимум формальностей в кратчайшие сроки. Разрешение на проведение IPO здесь можно получить в течение трех-четырех месяцев. Да и суммы совершенно другие: здесь возможно привлечь сумму даже в $1–2 млн, в то время как на крупнейших мировых биржах речь идет о сотнях миллионов.
IPO на альтернативных площадках — шаг к получению листинга на мировых биржах: если компания зарекомендует себя надежным и перспективным участником фондового рынка, привлечь инвестора на основной площадке будет значительно проще.
Однако если собственники компании не уверены, что она готова к IPO, а листинг на одной из мировых бирж им не так уж и нужен, оптимальный вариант в таком случае — частное размещение, то есть продажа миноритарого пакета акций 10–20 инвесторам. Еще два года назад компаниям, которые осуществляли частное размещение, разрешалось не проходить международный аудит, а требования к эмитенту были минимальными. Но сейчас, несмотря на то что зачастую участники такого пула знакомы с особенностями ведения бизнеса в Украине, от компаний они требуют предоставить как минимум аудированную финансовую отчетность за один год и стратегию развития компании на ближайшие три-пять. Рисковать западные инвесторы не готовы.
По материалам издания: Контракты