Общий объем замороженных российских активов в мире достигает $400 млрд – это и резервы российского Центробанка, и имущество связанных с режимом частных лиц: недвижимость, автомобили, яхты, предметы роскоши, деньги.
Сейчас международные организации только формируют механизм компенсаций пострадавшей от военной агрессии Украине.
В связи с тем, что россия не намерена добровольно выполнять решения украинских судов относительно возмещения нанесенного ущерба, необходимы дополнительные инструменты, обеспечивающие их принудительное исполнение. Это касается и стран, где есть российские активы.
Так, Закон о государственном бюджете США на 2023 год, подписанный Джо Байденом в конце прошлого года, включает право генерального прокурора передавать государственному секретарю доходы от любого конфискованного до/на 1 мая 2025 года имущества для оказания помощи Украине по устранению ущерба, причиненного россией.
Последствием данного закона стала санкционированная генпрокурором США в начале 2023 года первая в истории передача российских активов Украине, а именно $5,4 млн российского бизнесмена Константина Малофеева (владельца телеканала «Царьград ТВ», финансировавшего сепаратистов в Крыму).
В санкционный список Малофеев был включен в 2014-м, средства с его банковского счета конфискованы в 2022 году из-за его попытки перевести их на счет делового партнера в США. Самого олигарха ждет ответственность за нарушение санкций.
Это стало возможным и благодаря работе KleptoCapture – органу, созданному генпрокурором США при Министерстве юстиции. Он занимается розыском активов российских олигархов, связанных с агрессией и преступным режимом, выявляет случаи уклонения от санкций и обеспечивает конфискацию.