В своей колонке в американском Forbes он осветил пять основных психологических проблем, которые могут ожидать стартапера, и которые обычно не обсуждаются. Однако эксперт думает, что эти переживания все-таки стоит проговорить. Его компания Blue Diesel вошла в inVentiv, которая сейчас имеет оборот в $1,8 млрд. и штата в 13 тыс. сотрудников. Потому его советы могут оказаться вполне дельными.
«Я сумел организовать встречу с дюжиной стартаперов за пиццей с пивом, – пишет Вил. – мне хотелось поговорить. Когда такие люди собираются вместе, между ними возникает нечто вроде братства. Они могут спокойно говорить о вещах, которые никто не поймет, кроме них самих. А после определенного количества пива разговор переходит в откровения». Далее Шротер приводит пять основных тем, которые предприниматели обсуждают редко, однако которые беспокоят каждого, кто хоть раз пытался основать собственный бизнес.
1.ОСНОВАТЕЛЬ БИЗНЕСА ОБЫЧНО ОДИНОК
Основатель стартапа никогда вам этого не скажет, но он обычно очень одинок. В его окружении по определению слишком мало равных. «Когда ваши сотрудники собираются в курилке, они могут пожаловаться друг другу на начальство. Но начальство – это вы, и жаловаться на себя вам некому», – говорит Вил.
«Если вам повезет, у вас будет спутник жизни, который поймет ваши мотивы, которым можно довериться. Но очень немногие настолько везучи. Многие стартаперы не находят собеседника, им некому довериться даже вне офиса». Вил считает, что неимоверно сложно справиться со всеми переживаниями и эмоциями, которые вы вкладываете в свой стартап, в одиночку.
2.ОСНОВАТЕЛЯ БИЗНЕСА ГРЫЗУТ СОМНЕНИЯ
Стартаперы делятся на два типа: те, кто не знают, выстрелит ли их идея, и те, кто обманывают себя в этом. Никто не является пророком. Однако стартапер должен демонстрировать абсолютную уверенность в своем успехе.
Создавать собственный бизнес – это постоянные сомнения и беспокойство. Иногда нас радуют удачи, вроде запуска нового проекта или регистрации крупного клиента, но обычно это поток постоянных проблем, требующих решения. Это сильно выматывает.
3. СОБСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ МОЖЕТ ОБАНКРОТИТЬ СВОЕГО ОСНОВАТЕЛЯ
Мы часто слышим истории о продажа успешного стартапа за несколько миллионов или даже за миллиард долларов, которая стократ окупает все силы и время, вложенные в компанию. Но что делать, пока стартап еще не продан? Очень сложно вкладывать в свой проект все средства и силы, не зная, окупится ли это когда-нибудь. Еще сложнее не иметь понятия, будет ли в обозримом будущем доход, но уже иметь существенные издержки.
Предприниматели неохотно рассказывают о таких проблемах, однако они никуда не деваются. Далеко не все доживают до момента продажи своего проекта или до выхода на IPO. Обычно такой счастливый день приходит тогда, когда стартапер уже почти банкрот. Люди с регулярным доходом смотрят на подобную жизнь, как на безумие.
4.ОСНОВАТЕЛЮ ПОСТОЯННО УГРОЖАЕТ ПРОВАЛ
Стартперы всегда помнят об угрозе провала, висящей над головой как Дамоклов меч. Мы часто преуменьшаем значение неудачи проекта, потому что «такое случается сплошь и рядом», говорит Вил. Но так же часто случаются автомобильные аварии. Основная проблема – это не сам провал, а предшествующее ему постоянное беспокойство. Это служит постоянным напоминанием о вашей ошибке, потере денег и репутации.
5.ОСНОВАТЕЛЬ ОСТАЕТСЯ СО СВОИМ ПРОЕКТОМ ДО САМОГО КОНЦА
Круто быть основателем стартапа, когда все идет хорошо. Но когда все плохо, капитан покидает корабль последним. Еще не было ни одного стартапа, где бы основатель уходил искать себе другое место работы, а сплоченная команда пыталась бы вытащить проект на себе. Такое может случиться только в том случае, когда в бизнесе еще есть много наличных денег. Скорее, проблемы стартапа будет решать его основатель, пока сотрудники будут судорожно искать себе другую работу. А основатель еще пару лет будет выплачивать аренду офисов при нулевых или отрицательных прибылях. На стартапера постоянно давят обстоятельства, которые он не может сбросить с себя, говорит Шротер.
Когда стартаперы собираются вместе, им проще обсудить общеизвестные темы в стиле привлечения клиентов. А вот говорить о своих чувствах, связанных с вероятностью неудачи – это намного сложнее. Но основателям стартапа приходится сражаться не только с техническими и финансовыми проблемами, но и с сильнейшим психологическим и эмоциональным давлением. Иногда хорошей помощью могут стать подобные обсуждения, которые время от времени все-таки стоит проводить.