Китайский лидер онлайн-торговли Alibaba Group удивил рынки, объявив о планах разделить свою империю на шесть подразделений, которые будут индивидуально привлекать средства и изучать первичные публичные предложения. Осуществляя крупнейшую реорганизацию в своей истории, Alibaba удастся решить две задачи — успокоить как правительство, недоверяющее крупным технологиям, так и инвесторов, травмированных многолетним репрессивным режимом.
Переход к структуре холдинговой компании является редкостью для крупных китайских технологических компаний и может стать образцом для коллег, таких как оператор WeChat Tencent. Администрация Си Цзиньпина давно критиковала влияние онлайн-платформ, опасаясь, что концентрация власти и данных среди нескольких технологических компаний подавляет инновации и угрожает власти партии. Alibaba и Tencent инвестировали в сотни стартапов на протяжении многих лет, часто помогая формировать целые сегменты потребительского интернета от заказа такси до доставки продуктов.
Реструктуризация Alibaba знаменует собой отход от традиционного предпочтения интернет-компании держать большую часть своих операций под одной крышей, управляя всем, от супермаркетов до центров обработки данных, под основной эгидой Alibaba. Децентрализация бизнес-направлений компании и полномочий по принятию решений решает одну из основных задач Пекина во время его масштабных репрессий. Еще одним ключевым приоритетом является ускорение роста после того, как годы ограничений Covid Zero привели к снижению активности во второй мировой экономике.