«Для стартапа мало гениального продукта. Необходимо экстраординарное усилие» – Пол Грэхем

«Для стартапа мало гениального продукта. Необходимо экстраординарное усилие» – Пол Грэхем

Обычно все менторы и эксперты рекомендуют воплощать в жизнь только те идеи, которые можно масштабировать. Пол Грэхем, один из основателей стартап-инкубатора Y Combinator, считает иначе.

Рост стартапа зависит напрямую от действий его основателей – насколько агрессивно продукт продвигается на рынке и насколько внимательно отношение к отзывам и желаниям клиентов.

Грэхем дает советы о том, как заставить стартап расти «не по дням, а по часам», особенно если он узкоспециализирован.

Ищите ваших первых клиентов «вручную», даже если это кажется утомительным и ненужным

В качестве примера Грэхем приводит платежную компанию Stripe. Изобретенную ими технику менторы Y Combinator называют «Установка Коллисонов». Часто стартаперы спрашивают своих пользователей, не хотели бы они установить себе бета-версию их продукта. Однако братья Коллисоны не ждали, а,  получив утвердительный ответ, сразу же предоставляли клиентам все, что те просили.

Поймите, что ваш стартап очень хрупкий и может развалиться в любой момент.

Когда между основателями нет доверия, стартап разваливается. На ранней стадии стартапу вместо вопроса «Способна ли этаа компания дорасти до глобального уровня?» должен задаваться вопрос «Насколько эта компания вырастет, если основатели все сделают правильно?». Наиболее правильные шаги часто кажутся трудоемкики и неэффективными, пишет Грэхем.

Создайте отличное впечатление у ваших первых пользователей и угождайте каждой их прихоти

Еще ни один стартап не провалился из-за того, что стратался угодить своим клиентам.

Сдерживайтесь

Иными словами, Грэхем советует сосредоточиться на узком сегменте. Он приводит в пример Facebook, который изначально создавался только для Гарвардского Университета, и только потом разросся до мировых масштабов. Это сродни сдерживанию пламени в костре до тех пор, пока его центр не раскалиться настолько, что придет время подкинуть топлива, пишет Грэхем. Однако, если ваш продукт имет материальную основу, эксперт рекомендует провести масштабирование через краудфандинг или предзаказы.

Создайте желанный идеал для одного конкретного пользователя.

Для B2B стартапов такая стратегия подойдет в первую очередь, отмечает Грэхем. Если вы будете постоянно совершенствовать свой продукт до тех пор, пока он не понравится одному конкретному пользователю, то вы, скорее всего, создадите продукт, который понравится множеству пользователей.

Не стоит шуметь при запуске

Часто стартап, нашумевший при запуске, очень быстро сдувается, пишет Грэхем. Только ленивый привлекает пользователей, поднимая шум в СМИ, что совершенно не является гарантией успеха. Привлекая пользователей просто сообщением о своем существовании, вы сильно упрощаете себе жизнь, пишет эксперт. Но даже если ваш продукт супер-классный, количество пользователей надо набирать постепенно. Обычно потому, что классные вещи непривычны и требуют времени. К тому же, пользователям есть о чем побеспокоиться помимо покупки вашего несравненного продукта, поясняет Грэхем.

Он также советует стартапам на первых этапах не связываться с большими компаниями. Это кажется простым путем привлечения инвестиций и пользователей, но зачастую оборачивается слишком большим объемом работы за слишком маленькие деньги.

Подводя итоги, Грэхем говорит, что мало создать некий гениальный продукт. Ваш проект должен быть гениален и экстраординарен еще на этапе первых усилий.

Читайте также