Как не быть «съеденным» корпорацией. Советы эксперта

Как не быть «съеденным» корпорацией. Советы эксперта

Григорий Бакунов, директор по распространению технологий в «Яндексе», в рамках iForum-2013 рассказал о том, как маленькие стартапы вливаются в большие корпорации, и что предпринимателю делать ...

Григорий Бакунов сообщил, что у него есть некая схема, которая позволит стартапу выжить в недрах корпорации, а не медленно и мучительно умереть, будучи «съеденным».
Ниже представлены основные тезисы доклада Григория Бакунова
Он начал с основных определений. Корпорация – это очень большая компания, основная цель которой – развить свой бизнес, а стартап – маленькое инновационное предприятие, которое ориентировано на инновации и успех.
Люди определяют ценность обычного стартапа так: 10% составляет бизнес, 10% – главная идея, 10% – процесс продажи и 70% – собственно инновации. В корпорации все происходит с точностью до наоборот – 70% составляет бизнес. Именно эта разница, по словам Григория, приводит к проблемам при поглощении стартапа.
Обычно, когда корпорация приобретает маленький стартап, инновационная компания начинает встраиваться внутрь большей структуры, что приводит к «смерти инновации». В большом бизнесе не очень много места для инноваций, потому стартап фактически становится еще одним отделом в компании. На самом деле, говорит Бакунов, покупка компании сейчас превратилась в «поглощение компании», причем в пищеварительном смысле этого понятия. Корпорации просто «съедают» стартапы.
Эксперт привел пару примеров. Иногда продукт просто обесценивался и исчезал с рынка, в других случаях – становился всемирно известным, развиваясь внутри корпорации.
• В качестве примера «съеденных» проектов, эксперт привел стартап Delicious, который купила компания Yahoo примерно за $30 млн., а впоследствии продала за $5 млн. после покупки проекта Yahoo 3 квартала потратила на «вмонтирование» Delicious в структуру компании, еще 8 кварталов – на разработку нового продукта Yahoo Delicious, который был бы интегрирован в сервисы компании в максимальной степени. Когда команду Google Wave покупали, продукта как такового не существовало. На его разработку ушло 9 кварталов, а до этого еще 2 – на интеграцию команды. А через год компания объявила, что продукт прекращает свое существование.
• Среди удачных приобретений Григорий выделили сервис Apple Siri, который был представлен публике в 2011 году (7 кварталов ушло на интеграцию Siri 7 в структуру компании, еще 5 – на выпуск конечного продукта). Также эксперт назвал Android и его создателей – команду Энди Рубина. 10 кварталов команда работала внутри компании, не проводя интеграцию, еще 6 кварталов ушло на выпуск готового продукта.
Если разработка нового продукта длится дольше, чем процесс интеграции стартапа в компанию, говорит Бакунов, то происходит то самое поглощение компании. Если работодатель говорит, что сначала пройдет быстрая и безболезненная интеграция, а потом уже будет разрабатываться продукт, то это, по словам Григория, «полный треш и угар».
Эксперт дал стартаперам четыре совета о том, как сделать так, чтобы стартап пережил покупку
1. Попросить паузу. В самом процессе переговоров с корпорацией о покупке вашего стартапа следует сказать прямым текстом: после покупки ваш стартап еще год работает отдельно, поддерживая тесную связь и общение с корпорацией, но не интегрируясь в нее. Такая пауза позволит корпорации и стартапу привыкнуть друг к другу. Скорее всего, говорит Бакунов, около половины ваших людей уйдут из стартапа, но оставшиеся станут тем самым костяком, который сможет работать с корпорацией.
2. Пропустить несколько шагов. Не надо физически интегрировать компанию внутрь корпорации, стоит просто выпустить продукт под новым брендом. К примеру, компания «Яндекс» выпустила мобильное приложение «Яндекс.Карты» вместо того, чтобы поглощать компанию «Смартком» целиком.
3. Не забывать о проекте. Если вы перестанете думать о своем продукте – вы потеряете самое ценное свое сокровище. У вас останется команда, деньги, полученные от корпорации, но проекта у вас уже не будет. Все, что вам останется – это тихо уйти и попытаться запустить новый стартап. С вероятностью 1/20, говорит эксперт, новый продукт станет успешным.
4. Хорошо подумать над договором. Подписывая соглашение, стартап фактически входит в корпорацию. Выживет он там или нет – все это зависит только от самого стартапера.

Читайте также

Индийская нефтегазовая корпорация ONGC инвестирует $24,2 млрд в достижение цели по нулевым выбросам

Индийская нефтегазовая корпорация ONGC инвестирует $24,2 млрд в достижение цели по нулевым выбросам

30.08.23
2092
Корпорация "Биосфера" покупает крупного дистрибьютора товаров для дома и гигиены "Сервис Про"

Корпорация "Биосфера" покупает крупного дистрибьютора товаров для дома и гигиены "Сервис Про"

05.02.24
2092
Три китайских стартапа во главе с ИИ-стартапом Beijing Fourth Paradigm привлекут $280 млн в ходе IPO

Три китайских стартапа во главе с ИИ-стартапом Beijing Fourth Paradigm привлекут $280 млн в ходе IPO

18.09.23
2092