Эдвард Рагин: инвестиции в энергетику - основа для инвестиций в экономику

Эдвард Рагин: инвестиции в энергетику - основа для инвестиций в экономику

×
489

Эдвард Рагин: инвестиции в энергетику - основа для инвестиций в экономику

  • После проведенной в прошлом десятилетии реформы электроэнергетики происходящие в ней процессы остаются малоизвестными обычным людям вне отрасли. Информация о состоянии важнейшей отрасли отечественной экономики часто отрывочна и противоречива. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС стала поводом поговорить о нехватке инвестиций и изношенности производственных мощностей. В связи с этим предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с мнением известного специалиста Эдварда Рагина о том, что на самом деле се

Экономика России, несмотря на прошедший кризис, развивается достаточно успешно. Развитие промышленности, инновационных производств, транспортной инфраструктуры предъявляет новые требования к энергетической отрасли. Проблема технического перевооружения и модернизации оборудования стоит практически перед каждым предприятием энергетического комплекса нашей страны. Энергетика и энергосбережение относятся к числу пяти приоритетных направлений модернизации, названных президентом Дмитрием Медведевым, что усиливает интерес государства и бизнеса к нашей отрасли.

Российской энергетике сегодня требуются капиталовложения на сумму свыше 20 миллиардов в год, чтобы модернизировать электростанции и сети электропередач, а также для строительства новых генерирующих мощностей. Стабильный многолетний рост цен на электроэнергию уже несколько лет вынуждает бизнес заниматься повышением эффективности энергопотребления. Крупные промышленные предприятия осуществляют инвестиции в энергосбережение. Растет спрос на проекты в сфере малой энергетики, когда, например, завод создает рядом с собой небольшую электростанцию, которая позволяет избавиться от проблемы постоянного роста тарифов.

Можно в целом сказать, что инвестиции в российскую электроэнергетику увеличиваются. Инвестиционная активность в энергетическом секторе концентрируется, прежде всего, в сфере приобретения ликвидных запасов углеводородного сырья для повышения активов и роста капитализации энергетических нефтегазовых компаний, а также в развитии так называемых инфраструктурных проектов, предусматривающих строительство и реконструкцию теплоэлектростанций на базе собственного углеводородного сырья. По прогнозам некоторых экспертов отрасли, темпы роста в электроэнергетике в ближайшие несколько лет составят около 5%.

Ситуация с инвестициями в энергетике, впрочем, все еще является непростой. В результате реформы электроэнергетики значительно изменился выбор возможных источников инвестиций и применяемых механизмов финансирования. Существует несколько форм привлечения финансовых ресурсов в электроэнергетику. Среди них собственные инвестиционные средства, прямые инвестиции, выпуск дополнительных акций или облигаций, кредитные ресурсы, бюджетное финансирование, а также лизинговые схемы.

Начиная с конца 1990-х годов, государство стремилось, чтобы финансирование масштабных энергетических проектов в большей степени осуществлялось за счет частных российских и иностранных инвесторов, а не за счет государственных обязательств. Такие схемы предполагают увеличение рисков, которые необходимо страховать по достаточно высоким тарифам, что скорее препятствует инвестиционной активности. Данная проблема решается благодаря грамотной экономической политике государства, создающей благоприятные условия для роста вложений в развитие энергетики.

Наши власти сделали многое для решения этой проблемы, однако иностранные инвестиции в развитие российской электроэнергетики далеко не так велики, как могли бы быть. По прогнозам Международного энергетического агентства, инвестиционные потребности мировой энергетики на ближайшие 30 лет оцениваются в сумму в 16 триллионов долларов, или 550 миллиардов долларов в год. Даже для нынешней глобальной экономики это очень серьезные цифры. Во всем мире энергетика как сфера для инвестиций вынуждена конкурировать со всеми иными сферами экономики, начиная от строительства фабрик дешевых массовых товаров в Китае и заканчивая вложениями в новейшие биотехнологии продления жизни и здоровья. В свою очередь, наша страна вынуждена конкурировать с многими другими странами за то, чтобы инвестиции были вложены именно в российскую энергетику, а не в бразильскую или китайскую, например. Существующие условия требуют от России большей гибкости и "дружелюбности" по отношению к тем, кто готов реально вкладывать деньги в развитие наших генерирующих мощностей и сетей.

С точки зрения иностранцев, на нашем рынке все еще существует много рисков, что останавливает многих желающих вложить свои деньги. В результате ряд международных энергетических компаний проявляют интерес к российской энергетике, но потом отказываются от инвестирования либо вкладывают средства далеко не в том размере, в котором могли бы. Безусловно, ускоренное развитие отечественной энергетики требует решения данной проблемы, что особенно важно, поскольку иностранные инвесторы часто располагают очень крупными средствами, значительно превосходящими возможности частных инвесторов в России. Отечественных инвесторов сейчас серьезно интересуют вложения в развитие объектов коммунальной энергетики, поскольку здесь, в отличие от "большой" энергетики, требуются меньшие капитальные вложения. Стабильно индексируемые тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также возможность участия в управлении региональными и муниципальными сетями стимулирует интерес к этому виду инвестиций.

Одной из ключевых преград на пути отечественных вложений в "большую" энергетику недостаточная доступность "длинных денег", то есть дешевых кредитных ресурсов для долгосрочных проектов. Считается, что примерный срок окупаемости масштабных энергетических проектов составляет в среднем от 5 до 30 лет в зависимости от мощности оборудования и финансовых возможностей рынка продаж электрической и тепловой энергии. Сегодня отечественные кредитные институты предоставляют средства максимум до 57 лет и под большие процентные ставки, которые могут достигать 1015% годовых в валюте. Получается, что внутри России можно обеспечить в основном кредитование текущих обязательств энергетических компаний, которые долгое время вынуждены работать, фактически, на выплату завышенных процентов по кредитам.

Сейчас особенно важно, чтобы государственная политика была направлена на повышение инвестиционной привлекательности российской энергетики. К числу приоритетных мер я бы отнес налоговые льготы для вложений в создание новых генерирующих мощностей, предоставление государством гарантий по льготным кредитам на развитие энергетического комплекса и упорядочивание законов и нормативных актов, чтобы сделать правила игры в отрасли более прозрачными. В этом случае тот большой потенциал развития, которым обладает отечественная энергетика, будет реализован по максимум и послужит делу модернизации нашей страны в целом.

amic.ru


 

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×