Законопроектом предусматривается приоритет экономических методов регулирования отрасли водоснабжения и канализации над административными, пояснил «Газете.Ru» один из авторов законопроекта Андрей Чиркин. Для того чтобы объекты коммунальной инфраструктуры, используемые в целях электро-, газо-, тепло-, водоснабжения или канализации, смогли стать привлекательными для инвестирования, предлагается регистрировать их в качестве единого имущественного комплекса.
Предусматривается также проведение технического аудита сетей водоснабжения и канализации. Итоги аудита станут основой инвестпрограммы.
Еще одна новация законопроекта — институт регуляторных договоров. Они будут гарантировать инвесторам неизменность тарифов на услуги ЖКХ в течение всего срока договора. Минимальный срок — 5 лет. Сейчас тарифы пересматриваются ежегодно и нередко меняются в течение года. Предусматривается возможность установления тарифов методом доходности инвестированного капитала, уточняет Чиркин.
Кроме того, договор, заключаемый между организациями ЖКХ и потребителями, определит объем и качество услуг водоснабжения, состав и свойства сточных вод.
«Мы хотим, чтобы тарифы регулировались плавно, чтобы они не зависели от смены власти, от политических амбиций мэра или губернатора, чтобы договор был публичным и граждане понимали, за что платят, за какую воду и можно ли купаться в местной речке, если туда сбрасывают очищенные стоки», — говорит Чиркин.
Сейчас снабжающие организации в ЖКХ не мотивированы на сокращение затрат, а все издержки в конечном итоге оплачивает потребитель, говорит Сергей Воскресенский, ведущий эксперт инжиниринговой компании 2К. Понятно, что система финансирования должна меняться. Но проблема в том, что, даже по самым оптимистичным подсчётам, износ инженерного оборудования в ЖКХ составляет не менее 60%. «Будет проблематично увязать надёжность и качество обслуживания с уровнем тарифа», — говорит Воскресенский.
Источник: Газета.ру