За последнее десятилетие Китай ссудил огромные суммы правительствам стран Азии, Африки и Европы, увеличив свое глобальное влияние благодаря своему инфраструктурному мегапроекту «Один пояс, один путь» и став одним из крупнейших кредиторов в мире.
Теперь новое исследование показывает, что Пекин также стал крупным кредитором в чрезвычайных ситуациях для тех же самых стран, многие из которых изо всех сил пытаются погасить свои долги.
Согласно исследованию, опубликованному экспертами из Всемирного банка и Гарвардской школы Кеннеди, в период с 2008 по 2021 год Китай потратил $240 млрд на помощь 22 странам, которые являются «почти исключительно» должниками проекта «Один пояс, один путь», включая Аргентину, Пакистан, Кению и Турцию.
Хотя помощь Китая все еще меньше, чем помощь, предоставляемая США или Международным валютным фондом (МВФ), который регулярно предоставляет экстренные кредиты странам, находящимся в кризисе, он стал ключевым игроком для многих развивающихся стран.
Подъем Пекина в качестве международного антикризисного менеджера выглядит знакомым: в отчете говорится, что США придерживались аналогичной стратегии почти столетие, предлагая помощь странам с высоким уровнем долга, таким как страны Латинской Америки во время долгового кризиса 1980-х годов.
«Мы видим исторические параллели с эпохой, когда США начали свое восхождение в качестве мировой финансовой державы, особенно в 1930-х годах и после Второй мировой войны», — говорится в сообщении.
Но есть и отличия.
Во-первых, кредиты Китая гораздо более секретны, и большинство его операций и транзакций скрыты от общественности. Это отражает то, что мировая финансовая система становится «менее институционализированной, менее прозрачной и более фрагментарной», говорится в исследовании.
Центральный банк Китая также не раскрывает данные о кредитах или соглашениях о валютных свопах с другими иностранными центральными банками; Государственные банки и предприятия Китая не публикуют подробную информацию о кредитовании других стран.
Вместо этого исследовательская группа полагалась на годовые отчеты и финансовые отчеты других стран, у которых есть соглашения с китайскими банками, новостные сообщения, пресс-релизы и другие документы для составления своего набора данных.
В течение десятилетия пекинская инициатива «Один пояс, один путь» ежегодно вкладывает миллиарды долларов в инфраструктурные проекты: строительство автомагистралей из Папуа-Новой Гвинеи в Кению, строительство портов из Шри-Ланки в Западную Африку и обеспечение энергетической и телекоммуникационной инфраструктурой для людей от Латинской Америки до Юго-Востока.
По данным американского аналитического центра Совета по международным отношениям, по состоянию на март 2021 года к этой инициативе присоединились 139 стран, на долю которых приходится 40% мирового ВВП.