Итак, начнем наш обзор с вопроса, какие именно основные изменения произошли в стартап сообществе за последнее время? Во-первых, была решена проблема рабочего места для начинающего предпринимателя, а именно, появились так называемые coworking (коворкинги), представляющие из себя просто рабочее место (стол, стул и офисная техника) в офисном помещении, которое можно арендовать за вменяемую арендную плату. Во-вторых, у стартаперов пропал юношеский максимализм и они стали мыслить более приземленными бизнес категориями - продавать свой продукт не по всей Украине или Китаю, а начать с конкретного города, ориентироваться на более конкретизированного потребителя. Структура стартап компаний стала более похожей на классическую, где есть директор, заместитель директора и главный бухгалтер, но только должности в этой структуре располагаются не по вертикали, а по горизонтали и общение между ними происходит в социальных сетях. Самой модной формой рекламы у стартаперов в 2013 году, скорее всего, будут стикеры в местах общественного пользования и раздаточные листовки.
Теперь хотелось бы сказать об основных идеологических и практических тенденциях в стартап бизнесе. К примеру, в Соединенных Штатах стартаперы усвоили новую форму поиска финансирования в свои компании - коллективное финансирование или crowdfunding, суть которого заключается в простой формуле «вы у нас купите товар или просто поможете нам материально, а мы расскажем всем своим друзьям и знакомым, что вы помогли удержать нашу компанию на плаву!». Как не странно этого достаточно, что бы убедить новоиспеченного спонсора или покупателя.
Практически во всех странах мира набирает популярность социальная коммерция, и действительно, зачем нести затраты на написание своего интернет магазина, если уже все инструменты электронной коммерции есть в Facebook и других соц. сетях.
В странах Европы и в России на фоне экономического кризиса стали появляться социально ориентированные стартапы. Цель некоторых из них, при помощи социальных ресурсов следить, к примеру, за чистотой или культурным развитием своего города, а так же решать всевозможные социальные проблемы. В Москве за последнее время появилось шесть «антикафе» - уютных помещений, где люди платят не за еду и напитки, а за время, проведенное там. В этих кафе проводят вечера по чтению вслух книг, слушанию лекций на разные темы, а так же всевозможные игровые соревнования.
Что ж, в заключение нашего краткого обзора, хотелось бы поделиться своим каким то внутренним спокойствием за то, что термин «стартап» по-прежнему является неотъемлемой составляющей прогресса и новых интересных идей и тенденций.