Week1: Внеклассное чтение
Самое сложное в описании прошедшей недели – это удержаться от банальных замечаний о том, что пришла осень. Ведь факт ее прихода не отменишь, да и сентябрь важен не только тем, что дети и студенты сели за парты, а все остальные стали в пробки, но и традиционным ростом деловой активности. Тем более, что прошедшее лето на фондовых биржах запомнилось рекордной пассивностью, и рост этой самой активности очень важен. Причем лучше всего, чтобы активничали спекулянты, бизнесмены, а не система ПВО Сирии и американские томагавки. Ожидания пока оправдываются, чего только стоит покупка билом Гейтсом телефона Nokia. Вот уж если выходит человек за покупкой, то все делает обстоятельно. Хотя, конечно, даже такая мега сделка, которая, возможно, через несколько лет существенно повлияет на рынок разного рода игрушек для понтов, не позволила забыть об основной повестке дня. Как на заседании лидеров G20, так и утренних встречах в офисах инвестбанков и курилок в трамвайном депо. И пусть пока вопрос Сирии успешно забалтывается, но угроза войны никуда не делась, а сам ее факт не может радовать рынки. Показательным стало резкое падение всего и всех после ложного сообщения о пусках ракет где-то в Восточном Средиземноморье. Впрочем, там набилось сейчас столько народу, что стреляли не в Сирию, а попали так и вообще, судя по всему, в один из цехов Мотор Сичи (это если верить котировкам акции этой компании). Пока же США неохотно сколачивает коалицию, куда помимо агрессивных арабских государств, у которых к Асаду, судя по всему, что-то личное, неожиданно вошла Франция. Больше пока похвастаться нечем, потому как британский парламентаризм еще раз убедил восточных автократов в том, какая это беда ваша демократия, а у Меркель вообще выборы на носу. И немецким избирателям голова Асада не нужна, ведь он мучает не сторонников гей-браков.
Тем не менее, неделя выдалась скорее позитивной для рынков. Индекс S&P500 начал торги в пятницу на отметке в 1655 п., а индекс страха VIX остается ниже 16 п. Выходящая статистика радует все больше и больше, причем не только в Штатах (к чему уже привыкли и не всегда рады), но и в Китае и ЕС. При этом добавляет радости рынкам и тот факт, что, несмотря на то, что экономика ЕС улучшается, Марио Драги пока не спешит закручивать краник, еще раз заверив всех в четверг, что низкие ставки будут такими еще долго. Развивающиеся рынки еще страдают по инерции (теперь, например, турецкая лира достигла своего исторического минимума), но давление постепенно спадает. Хотя, конечно, динамика валют развивающихся рынков как бы намекает гривне, что нельзя отрываться от коллектива. Тем более, НБУ вдруг пересмотрел статистику за первое полугодие, резко ухудшив показатели платежного и торгового баланса. Оттуда просто исключили влияние Белиза, приняв его, судя по всему, за один из районов Харьковской области. Нет-нет, сам платежный баланс остался в плюсе, да и глобально на ситуацию это не повлияло, так как мало влияет на рынок то, что рисуют в кабинетах статистов. Но еще раз заставило вздрогнуть в ожидании осени.
Как бы на упреждение возможных проблем правительство уже ввело ограничения на сумму наличных сделок, что теоретически способно уменьшить долларизацию и сам спрос на доллары. Ну, и конечно традиционно говорит о налогах на обмен валют. Но вот с основной задачей, наполнение резервов, пока справляться не получается. Пока что не состоялась и обещанная сделка по выпуску двухлетних еврооблигаций. А правительство даже пересмотрело свое постановление по этим бумагам. Правда, на бумаге доходность их была уменьшена и теперь составляет что-то около 6,75%. Как Минфину удалось уговорить на такое российские банки — остается загадкой, тем более, что трудно представить себе, как кто-то из Сбербанка или ВТБ пришел на прием в Минфин и попросил снизить ставку. Что ж, очень жаль, что мы никогда не узнаем, по какой цене эти бумаги будут проданы правительством. Дар убеждения Минфину понадобился на этой неделе скорее на первичном аукционе, где выставили на продажу целых пять гривневых бумаг. Конечно же, журналистов и экономистов больше всего заинтересовало появление десяти- и 15-летних бумаг. Дар убеждения Минфина распространился только на десятилетние облигации, но удивляет наличие рыночного спроса по этим и даже по 15-летним бумагам. Впрочем, этот рыночный спрос требовал более-менее рыночных ставок, на что Минфин совсем не готов. Даже учитывая тот факт, что за 15 лет нас точно ждет как минимум две девальвации. Правительство решило, что для украинской кривой лучше всего подходит парабола и нарисовало совместно с неназванными друзьями-доброжелателями доходность в 10% по десятилетним облигациям. В принципе логично.
Другое дело, что пока Минфин был занят рисованием, на рынок вышел Нафтогаз и начал озорничать. Учитывая, что Украине таки приходится теперь покупать газ, чтобы не замерзнуть зимой, и не дать замерзнуть какому-нибудь среднестатистическому европейцу, Нафтогазу не так и легко отыскать требуемый объем долларов. Вот и страдает валютный рынок, где гривна проследовала куда-то к уровню 8,17. В принципе, в масштабах вселенной это движение практически незаметно, особенно сравнивая с динамикой валют Индии и Индонезии, но после летней спячки это сравнимо с холодным утренним душем. Чтоб не расслаблялись. Как и на рынке акций, где уже несколько недель проходит бодрое снижение и утро пятницы индекс открыл на уровне 826 п. Судя по всему, кто-то снова решил поиграть в экспирацию. Конечно, это уже не те веселые игры, которые мы видели еще год назад, а вот что было полтора года назад, теперь может только сниться. А что поделать, когда средств на бирже стало в 10 раз меньше. Тем не менее, даже там еще есть жизнь. Правда, она какая-то не доброжелательная. Как уже упоминалось выше, больше всех страдает Мотор Сич после того, как его руководство умудрилось отыскать в Европе систему измерений в дюймах и фунтах. Держаться не далеко пробуют Донбассэнерго, показывая всяким Nokia как надо реагировать на собственную продажу (ведь негоже солидным компаниям враз вырастать на 40%) и Райффайзен Банк Аваль. С последним даже повод отыскали, распуская слухи о скорой отставке главы правления. Впрочем, пока вроде в ВЕТЭК новых вакансий не появлялось…
В принципе, очередной провал может быть с радостью воспринят еще оставшимися стратегическими инвесторами (а они таки остались), которые могут покупать что-то ненужное очень дешево. Хотя, их, конечно, не так и много. Или в принципе немного. Что позволяет с ироничным скептицизмом относится к планам о проведении украинских IPO в ближайшем будущем, приписывая это к проектам по созданию в Украине газового хаба (что это?). По крайней мере, пока быть инвестором в фондовый рынок в Украине не стало так же модно, как ездить на Rolls-Royce и владеть футбольным клубом (ну или хотя бы ездить не на метро и покупать IPhone). Но для украинских компаний, похоже, закончилась история с шарой по имени польские пенсионеры. Последние уже давно инвестируют в украинские активы в сельском хозяйстве и других хозяйствах. Вернее, это они думали, что инвестировали в сельское хозяйство. Куда уходили их денежки в далекой стране уточнять не будем, но в польском правительстве похоже решили, что эти самые денежки нужны им самим. Тем более и потолок гос. долга приближался. Все это вылилось в реформу пенсионной системы (гордость Варшавской фондовой биржи). Чем она закончиться еще представляет мало кто в Варшаве, но уже сейчас ясно, что былые времена не вернутся. Недаром на самой бирже начались повальные распродажи. И пусть сейчас говорить об IPO украинских эмитентов можно лишь за бутылочкой вина (а лучше не одной), где-то между обсуждениями современного искусства (точно не одной) и перспективами электромобилей, но рано или поздно их время придет. И думать о том, куда тогда надо будет бежать, надо уже сейчас (ведь в Лондоне ждут не всех). Думать, понимая, что все в этом мире изменчиво. И иногда надо закрывать книгу, которую пусть и не удалось дочитать до конца, только для того, чтобы не лишить себя удовольствия будущих чтений и незабываемых образов.
Week 2: Об Украине замолвите слово или одиночество на рынке
Когда некоторые горячие и наивные головы требуют превратить Украину в финансовый центр, уподобляясь Лондону (Варшава и Москва для нас слишком мелко), меньше всего они имеют в виду традиционную британскую погоду. Но, как оказывается, несмотря на все реформы и даже на тот факт, что НБУ, по его собственному выражению, повернулся лицом к рынку (стоило ли это делать и что при этом увидел рынок и сам НБУ, умалчивается), погода оказывается самым простым решением. В результате киевские спекулянты наблюдают за настоящими спекулянтами, обитающими на мировых рынках под аккомпанемент непрекращающегося дождя, а выбираясь на ежегодные сходки в Крым могут лишь пить на пляже (и в других местах). Но об этих симпозиумах мы поговорим чуть позже, пока же вернемся к настоящим спекулянтам на настоящих рынках. А там тоже появился повод выпить. Бен Бернанке в который раз оправдал свое прозвище «Вертолетчик Бен», отказавшись даже от минимального сокращения программы количественного смягчения. Ему удалось удивить даже прожжённых оптимистов, зарядив рынок энергией и уверенностью в непрекращающемся потоке шаровых денег. Что стало тому причиной, сказать трудно. Как и то, есть ли дело самим рынкам, подсевшим на иглу, хочет ли начальник ФРС подбодрить экономику или все дело в необходимости удержать рынки от падения и истерик на фоне активизации разговоров о потолке госдолга Штатов.
Последние станут лейтмотивом ближайших недель, когда не равнодушные к финансовому рынку энтузиасты станут узнавать в лицо видных конгрессменов и сенаторов (даже если последние не отличаются любовью к бомбометанию в разных уголках земного шара). Впрочем, прелесть ситуации заключается в том, что как бы долго не торговались на Капитолийских холмах, они все равно договорятся (доказано обитателями холмов Печерских), потому как дефолт не интересен никому и не при каких обстоятельствах (и снова отсылаем к обитателям Печерских холмов). Так что политические разговоры придут и уйдут, а эмитированные денежки останутся. Так что решение Бена Бернанке и Ко все равно останется ключевым, несмотря на любые события в политическом поле, затмив даже триумф Великолепной Ангелы. И пока свободные ресурсы продолжают править бал. Утро пятницы индекс S&P500 начнет на отметке 1698,7 пунктов, совсем недалеко от исторического максимума. Максимума, который был достигнут на следующий день после завершения заседания ФРС. Эйфория не сохранилась надолго, и последующие дни удержаться на максимуме не удалось. Может быть, рынки сами устали от ситуации, когда хорошо — это плохо, плохо — это хорошо, и вообще совесть начинает мучать отдельных товарищей. И глубокая мысль ФРС в том, чтобы рынки, в конце концов, сами упрашивали регулятор прекратить заливать их деньгами (как, например, дети просят маму не приносить им больше заварных пирожных).
Казалось бы, для украинского Минфина все складывается просто прекрасно. ФРС своим решением открывает рынки первичных займов, куда уже собралась даже Кения. А Franklin Templeton, которому Украина нынче должна, наверное, даже больше, чем МВФ, вынужден был приостановить прием новых денег, которые ему все несут и несут, чтобы он покупал долги таких ребят, как украинское правительство. Ничего не предвещало беды до вечера пятницы, когда рейтинговое агентство Moody’s полностью оправдало свое название, резко снизив рейтинг Украине до уровня Caa1. Причин было перечислено уйма (да любая бабушка на остановке с этим справится), но больше всего ребят волнует отсутствие у Украины плана. Плана, как дальше жить. Конечно же, без самих Мудисов жить бы Украине было легче, да и самим рейтинговым агентством еще долго можно пенять, что лучше бы они за Lemon Brothers так пристально следили и план у них искали. Но правда состоит в том, что про план Украины интересуются все и давно, особенно с тех пор, как свои коварные планы озвучили наши российские братья. Интересуются, но найти ответ на тех самых пресловутых Печерских холмах никак не могут. Так что решение о снижение рейтинга легло на благодатную почву, вызвав волну распродаж, а иногда и просто таки панические продажи украинских бумаг. Конечно, может быть к сожалению, уровни 2009 года недостижимы, но доходности стали очень сладкими, а разговоры о дефолте уж слишком настойчивые. К концу недели проснувшиеся покупатели позволили отыграть часть потерь, но говорить о выходе на рынок еврооблигаций в ближайшее время может только городской сумасшедший.
В результате, правительству остается говорить о Китае. Тем более совсем рядом пример Венесуэлы, еще одна родственная душа для Украины, в которую Китай собирается влить 50 млрд. долларов за следующие несколько лет. Что ж, китайцев много и они все больше хотят кушать, а в Украине все еще есть много гуляющей земли. Главное только, чтобы китайцы кушали кукурузу или что там еще будет выращиваться на орошаемых китайским оборудованием землях, потому как в противном случае скоро придется некоторым депутатам из Крыма брить голову на лысо, одевать кимоно и подавать законопроекты о признании китайского вторым государственным. О серьезности планов скачать с Китая побольше денег говорит и представительская делегация, отправившаяся в Поднебесную на этой неделе. Что ж, последний шанс. Или предпоследний, ведь Украина еще не выпускала сукук-бонды. Но с арабами надо возиться еще дольше, чем с китайцами, а резервы нужно поддерживать уже сейчас. Вот и на прошлой неделе НБУ пришлось снова демонстрировать силу на валютном рынке. Обошлось без жертв, но долларовые депозиты теперь станут еще менее привлекательными, а резервы – на пару сотен миллионов меньше.
Собственно, на рынках мало что происходило еще. Особенно на предыдущей неделе, когда стартовал сезон конференций. В этом году их было особенно много и каждый был волен выбирать сам, куда его больше тянет. То ли в атмосферу такого домашнего «Моря», то ли поработать на перспективу, а если очень повезет, то можно по бейджику кухарки или дворника проникнуть на саммит YES, чтобы потолкаться в кулуарах с бывшими властителями мира Хиллари и Билом Клинтоном, Тони Блером, или ограничиться подножкой одинокому Глазьеву. На этом фоне первичные аукционы Минфина или движение на «Украинской бирже» казались такими мелкими, что даже и упоминать их не очень хочется. Тем не менее, для протокола, можно отметить, что на аукционы к правительству по-прежнему никто не ходит, а индекс УБ начнет пятничное утро на отметке в 830 пунктов. А скоро, судя по всему, не станет индекса УБ, и мы вернемся к хорошо забытому и вспоминаемому нынче только журналистами индексу ПФТС. Крымский воздух оказался благоприятным для завершения переговоров о слиянии. Так что еще немного и фондовый рынок Украины полностью обновится (про разного рода Расчетные центры ведь никто не забыл). Превратится ли гусеница в бабочку, или так и уснет в своем коконе, гадать сейчас трудно. Так же трудно, как и найти план для Украины. Тем более, мы уже давно привыкли жить без плана. В этом и есть наш план. Жаль только, что никто в мире этого не понимает. Такое себе Одиночество на рынке.