Не всем стартапам нужен инкубатор

Не всем стартапам нужен инкубатор

×

Не всем стартапам нужен инкубатор

  • США известны десятками акселераторов и стартап-инкубаторов, которые ежегодно выпускаются сотни проектов. Но недавно начало возникать мнение, что в отрасли намечается что-то вроде «кризиса перепроизводства». Эксперт из PandoDaily, Эрин Гриффит, после общения со многими представителями инвестиционного сообщества пришла к выводу, что далеко не всем стартапам прямая дорога в стартап-инкубатор.

Конечно, украинский рынок не дотягивает даже до десятой доли рынка США, но в Украине в конце прошлого года и начале этого открылись сразу несколько стартап-инкубаторов и особых программ для новых проектов. Потому данная статья будет полезна и для наших инвесторов.

Итак, почему же не всем стартапам стоит стремиться попасть в акселератор? Перевод статьи Эрин Гриффит, представленный на сайте AIN.ua, ниже.

Побывав на каждом «дне открытых дверей» стартап-инкубаторов, я спрашивала инвесторов, понравилась ли им программа. И почти все они лишь неопределенно пожимали плечами. После опроса 15 инвесторов только за последний месяц оказалось, что никому из них представленные программы не понравились.

Появляется понимание того, что особая «магия» акселераторов, которая помогала проектам на ранних стадиях взять разгон, за последние пару лет начала терять свои позиции. Такие программы для венчурных инвесторов стали своеобразным фильтром риска. Если стартап приняли в Y-Combinator или TechStars, то инвестор понимает, что он менее рисковый, чем тот, который просто пришлет ему свою презентацию по e-mail.
Однако подобных программ сейчас существует слишком много. Их дни презентаций уже не вызывают прежнего восторга у инвесторов, поскольку сейчас большинство команд старается поразить всех огромными цифрами своей будущей прибыли, а не реальной перспективой их бизнеса. И эффективность подобного фильтра тоже становится не такой понятной, ведь каждый год инкубаторами выпускается примерно 20-30% стартапов, а среднестатистический венчурный инвестор ежегодно встречается с сотнями команд. «Перепроизводство» коснулось и этой отрасли.

Определенные инвесторы указывают на важность Y Combinatorа, однако даже эту программу считают слишком большой, чьи инвестиции поднимают до небес оценки стартапов. Да, большая часть проектов, прошедших эту программу, привлекают дополнительные инвестиции на дальнейших стадиях, но в его портфеле только две «звезды» – Airbnb и Dropbox. Из 400 компаний общим объемом инвестиций в $10 млрд. (из которых на два самых успешных проекта приходится около $8 млрд.) – это катастрофический дисбаланс. Один из инвесторов Y Combinator, Пол Грэм, сам признается, что его программа начала расти слишком быстро, потому в этом году для участия будут отбирать только 50 компаний, хотя в 2012 инкубатор выпустил 84 проекта.

Конечно, каждая компания должна решить для себя сама, стоит ли ей участвовать в подобных программах. Но после общения с инвесторами на эту тему появилось несколько рассуждений.

Общий вывод опроса – акселераторы не могут помочь большинству компаний. Тот же Y Combinator отнюдь не является гарантом успеха, он просто создает дополнительный толчок. А вот успех проекта – целиком и полностью в руках его создателей.

Самые худшие программы гарантируют успех. На самом деле, стартапы гораздо нужнее большей части новых программ, чем наоборот, потому такие акселераторы проводят агрессивную рекламу. С ростом числа программ, растет иконкуренция между ними. Большинство стартапов платит 6-10% доли в проекте за комплект услуг на три месяца (офис, доступ к менторам, инвесторам, юристам, прессе, скидки на облачные сервисы и т.д.) и стартовую наличность. Но основатели постоянно жалуются, что программы слишком много обещают, а те же самые услуги можно найти и самостоятельно через знакомых, e-mail-рассылку, коворкингах, но при этом не отдавая за это долю своей компании.

Даже история проекта Airbnb показывает, что его успех стоит на каторжной работе Брайана Чески и его команды. Только благодаря их настойчивости практически провальный проект сумел втиснуться в Y Combinator. Чески прекрасно понимал, что акселератор не является дорожкой к успеху, а только показывает направление. Тогда Пол Грэм дал Чески ценнейший совет – общаться со своими пользователями. Именно поэтому Airbnb добился такого успеха. Конечно, такой совет Брайан не получил бы, не приди он в инкубатор, но встретиться с ведущими менторами можно и вне программы. Главное – быть настойчивым и верить в себя.

Потому стартапам не стоит идти в инкубаторы, если они сами не умеют общаться с инвесторами и прессой, то есть – использовать все то, что им дают. Не надейтесь всучить инвесторам недоработанный проект – вы только потеряете время и нервы и заслужите плохой отзыв от венчурных инвесторов.

На всеобщем фоне в инкубаторе выделиться очень сложно. Однако успех таких «зведз», как Twitter, GroupMe и Foursquare вдохновляет сотни молодых проектов поступать так же. Однако не стоит забывать поговорку «Удачу привлекает работа» Успешность после выхода из инкубатора – это результат самостоятельной, тяжелой и длительной работы.

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×