Новая стратегия Pepsi Co раскритикована в пух и прах

Новая стратегия Pepsi Co раскритикована в пух и прах

Кресло под главой PepsiCo Индрой Нуйи зашаталось. Инвесторы требуют либо продать бизнес по производству снэков, на котором было сосредоточено внимание компании в последние годы, либо уйти в ...

Умерить аппетиты

Смещение акцента на здоровую продукцию (напитки, снэки, йогурты и т.п.) по-разному отразилось на двух заклятых конкурентах — PepsiCo и The Coca-Cola Company. По итогам прошлого года продажи здоровых соков, чая и других напитков Coca-Cola увеличились на 8%. Аналитики связывают успех компании, которую возглавляет Мухтар Кент, с тем, что при освоении новых сегментов она не смещала акцент с основного продукта и продолжала в него инвестировать.

Индра Нуйи два года назад поставила перед PepsiCo цель увеличить продажи здоровых продуктов втрое и довести их объем до $30 млрд. в 2020 году. Однако ее здоровые амбиции не нашли поддержки у инвесторов. Как результат, с 2008 по 2010 год PepsiCo потеряла лидирующую позицию на американском рынке безалкогольных напитков, пропустив вперед Coca-Cola. Резкая смена фокуса негативно отразилась на основном продукте, который по-прежнему приносит американской компании львиную долю продаж. За пять лет руководства Нуйи акции PepsiCo выросли всего на 2%, в то время как котировки Coca-Cola за аналогичный период добавили в весе более 50%. «Если тенденция сохранится, то компания продолжит терять на напитках, а это выльется в более медленный рост доходов и уменьшение маржи», — прогнозирует аналитик инвестиционного банка Wells Fargo Бонни Херцог.

Шаг влево, шаг вправо

На этот счет у главы PepsiCo, которая работает в компании с 1994 года, свое мнение. «Мы работаем над тем, чтобы дать людям как можно больше полезных продуктов. Я должна об этом сожалеть? Нет, я горжусь тем, что мы сделали этот переход», — отметила одна из самых влиятельных женщин в бизнесе. В свое время она последовала примеру бывшего генерального директора PepsiCo Роджера Энрико. В 1996 году он впервые изменил курс компании в сторону производства здоровых продуктов питания. С подачи Нуйи в последующие 11 лет компания заключила ряд стратегических сделок. Так, в 1998 году за $3,3 млрд. был приобретен крупнейший в мире производитель соков Tropicana. Спустя три года была куплена компания Quaker Oats, которая занимается спортивными напитками Gatorade. А в 2007-м была закрыта сделка по покупке Naked Juice, американского производителя органического сока и других фруктовых напитков. Тогда же за $542 млн. PepsiCo купила у литовских бизнесменов Игоря Беззуба и Раймондаса Туменаса «Сандору». Отразится ли новая стратегия на украинской компании, пока неизвестно. В «Сандоре» говорить о возможных сокращениях и смене курса отказались. В России компания также расщедрилась. В 2008 году она приобрела российский соковый завод «Лебедянский» за $1,4 млрд., а два года спустя стала владельцем производителя соков и молочной продукции «Вимм-Билль-Данн», за который заплатила более $4,5 млрд.

Эту щедрость поддерживают не все. К примеру, директор пищевого исследовательского отдела Йельского университета Келли Броунел считает, что «нездоровая пища по-прежнему хорошо продается, поэтому компания должна двигаться в этом направлении». С ним не соглашается Мэрион Нестле, профессор института питания в Нью-Йорке. По его мнению, ставка на производство нездоровой пищи помешает компании в долгосрочной перспективе. Некоторые аналитики полагают, что бизнесы по производству безалкогольных напитков и снэков функционировали бы лучше по отдельности. Но Индра Нуйи не принимает всерьез такие рекомендации. «Мы сильны, когда мы одна компания», — уверяет она.

Глава PepsiCo не торопится сдаваться: она заручилась поддержкой совета директоров и продолжает следовать своей стратегии. Впрочем, если до конца года ее деятельность не принесет положительного результата, позиция совета директоров может измениться. Именно поэтому Нуйи необходимо усердно поработать над тем, чтобы вернуть первое место на американском рынке безалкогольных напитков и окончательно решить, что приоритетнее — развивать портфель здоровых продуктов или сфокусироваться на пепси-коле. 

Инвест Газета

Читайте также