1. Человеческая энергетика. Энергетика у людей здесь просто зашкаливает. Люди здесь живые и совершенно по другому смотрят на многие вещи. Если российские предприниматели могут годами грустить по поводу неудачного стартапа, то стратаперы в Калифорнии просто извлекут из этого урок, поймут. Что они научились чему-то новому, и пойдут дальше с абсолютной уверенностью, что в следующий раз будет гораздо лучше.
Понятие свой/чужой в Калифорнии очень размыты – если ты свободно говоришь по-английски и живешь хотя бы 2-3 года, то ты становишься своим. Здесь никто не смотрит на твою национальность и происхождение.
Жить какое-то длительное время в Долине просто необходимо, чтобы понять местную специфику и проникнуться культурой. Иначе вы просто не сможете правильно оценить предложенную идею из-за разницы в менталитете.
2. Уникальность климата. Целый год температура колеблется от +15 до +24. здесь нет понятия «слишком жарко» или «слишком холодно». Хорошая погода, в отличие от северных стран, только располагает к работе. Главное, не забыть, что помимо пляжа есть еще и офис.
3. Большинство крупных отраслевых инвесторов у вас под рукой. Около 50% всех калифорнийских инвесторов не желает инвестировать в компанию, расположенную далее, чем в 50 км от их штаб-квартиры. Для них важно, чтобы компания сидела в Калифорнии и давала возможность приехать и посмотреть на себя и свой проект. И, конечно же, проект должен быть перспективным. Хорошо, что хотя в Калифорнии и много инвесторов, но в мире есть еще больше.
4. Все инкубаторы и стартап-акселераторы рядом. Близость инкубаторов позволяет получить дополнительное образование и рассчитывать на знакомство с инвесторами. Большинство инвесторов предпочитают просматривать стартапы именно здесь, отмечая за один демо-день из 40 представленных проектов 2-3 интересных. К тому же акселераторы делают часть работы за инвестора: отсеивают совсем уж безнадежные проекты, обучают людей, оказывают юридическую помощь и консультации.
Знания, вынесенные из инкубатора, невозможно получить больше нигде. Процесс обучения выстроен на общении с реальными менеджерами успешных компаний и инвесторами. Там менторы обучают правильному маркетингу и представлению продукта на рынок, технике презентации себя и своего проекта, и простейшей экономии на мелочах – это ценнейший опыт, которого вам не даст ни один университет.
Если вы не попали на обучение, то не стоит расстраиваться. Огромное количество мероприятий ежедневно дает возможность активным стартаперам просто подойти, познакомиться и пообщаться, перенимая ценный опыт прямо из разговора за чашкой кофе.
В Америке из-за близости к первоисточникам гораздо выше уровень знаний и технологий, но российские и украинские инкубаторы тоже полезны для начинающих проектов.
Но не переборщите с теорией – помните, что у вас есть еще задачи по практическому развитию проекта.
5. Уникальная бизнес-среда. В Калифорнии находится примерно половина всех крупнейших IT-компаний мира и проходит неимоверное количество тусовок, на которых можно завести нужные связи и контакты. Главное – во всем знать меру.
6. Отношения с партнерами устанавливать легче. Крупнейшие технологические компании у вас прямо под окнами офиса. Нет ничего проще, чем найти подходящий контакт, приехать в офис YouTube или DropBox и там договариваться о партнерской программе. Шансов добиться внимания у вас гораздо больше, чем при общении удаленно.
Много партнерских отношений завязывается во время неформальных встреч и мероприятий. Вполне возможно, что придя на тусовку вы встретите создателя сходного с вашим проекта и сможете успешно объединить усилия.
7. Пресса. Будьте уверены – если IT-журналы в Калифорнии напишут о вас хоть пару строк – весь мир тут же это перепечатает. Более 90% всей мировой информации об IT-новинках – это переработка американских СМИ (TechCrunch, анпример).
Кстати, статья в подобном издании для стартапа окажет гораздо больше эффекта, чем статья на разворот в Wall Street Journal, поскольку целевая аудитория читает именно VentureBeat или TechCrunch.
Но вам все равно стоит постараться, чтобы вас заметили. Журналисты тоже не падают с неба.
8. Английский. В языковой среде ваш английский станет гораздо лучше. Через год вы, изначально не зная языка, сможете общаться достаточно свободно. Хотя выучить язык можно, и не выезжая за пределы своей страны.
9. Личные навыки. Вы научитесь почти всему: справляться с неудачами, смотреть на мир с оптимизмом, учиться на собственных провалах. Даже если ваш стартап не выстрелит, вы все равно будете иметь большой шанс устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу в самой Долине или в СФ. Хотя в России и Украине IT-специалисты тоже всегда найдут работу.
10. Вы будете в тренде. Если ваш проект находится в долине, то он уже имеет на успех шансов в три раза больше, чем аналогичный из Нью-Йорка, и в десять раз – чем из любого другого места в мире. В Долине проекты совсем чуть-чуть продвинутее, креативнее. Даже дизайн – и тот отличается.
90% возникающих в России и Украине стартапов сталкиваются с проблемами, которые в Долине решили окончательно лет 5 назад. Большинство проектов не изобретают новинки, а пытаются собой заместить западные аналоги. Только у Groupon’а появилось более 50 аналогов, из которых, кстати, купили только Darberry.
Стоит отметить, что инвесторы не из Долины тоже отличаются и ищут совсем другие проекты. Для них важен уже существующий результат, имеющаяся у проекта прибыль, а не ее перспективы. Они инвестируют в полуоффлайновые проекты. В Калифорнии вы не увидите такие удобные в Украине и России сервисы он-лайн продаж.
Но, если вы верите в успех своего проекта, то вы сможете пробиться где угодно.