Лукойл договорился с Shell о приобретении у британской компании Shell plc 100% доли в ООО «Шелл нефть», которая включает сеть из 411 АЗС и завод по производству масел в Торжке, говорится в сообщении сторон. В структуре Shell в РФ: 240 собственных АЗС, еще 171 заправка работает по дилерскому соглашению. Сделка не предполагает сохранения прав на марку Shell, ЛУКОЙЛу предстоит произвести ребрендинг.
Для Лукойл смысл сделки заключается в возможности увеличения вертикальной интеграции при продажах нефтепродуктов и расширения доли на рынке.
Условия сделки не разглашаются, по мнению аналитиков цена сделки может составлять около €300 млн. (с учетом возможного дисконта в 50%).
Shell решила выйти из всех проектов в России, осудив военные действия в Украине. «Шелл нефть» — первый крупный актив в РФ, на который компания нашла покупателя. «Нашим приоритетом является благополучие наших сотрудников,— заверил директор по переработке и сбыту Shell Хайберт Вигевено.— По условиям сделки более 350 действующих сотрудников "Шелл нефти" будут переведены в компанию, которая станет новым владельцем этого бизнеса».
Стороны рассчитывают завершить сделку до конца 2022 года, однако она еще не согласована ФАС.
При этом Shell не пожелала обсуждать опцион обратного выкупа «Шелл нефти». Этот инструмент иностранные компании сейчас нередко используют при продаже активов в России, чтобы иметь возможность вернуться после прекращения войны в Украине и стабилизации политической ситуации.
В своем отчете за первый квартал 2022 года Shell отразила списания, связанные с «Шелл нефтью», в размере около $600 млн — сумма включает внеоборотные активы в размере $358 млн и прочие расходы. В целом Shell уже списала всю балансовую стоимость активов в России — около $4 млрд.
Приобретение ЛУКОЙЛом заправок Shell — еще один шаг в сторону снижения числа независимых игроков в сегменте реализации топлива. Так, в 2019 году «Роснефть» приобрела «Петербургскую топливную компанию», в конце 2020 года ЛУКОЙЛ купил сеть ЕКА. Сделка с Shell может помочь ЛУКОЙЛу не только дополнительно расширить присутствие на топливном рынке, но и найти новый канал сбыта для своих нефтепродуктов на фоне сокращения возможности их экспорта.
По оценкам Анны Лишневецкой из «Петромаркета», на АЗС Shell реализуется порядка 1,5 млн тонн топлива (автобензина и дизтоплива) в год.
В случае приобретения сети Shell доля ЛУКОЙЛа в розничной реализации в крупных регионах РФ (Московский регион, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край) может существенно увеличиться: с текущих 15–25% до 22–32% в зависимости от региона. Компания также сможет занять 2–5% розничного рынка моторных топлив в Новосибирской и Кемеровской областях, где сейчас у нее нет собственных АЗС, а только заправки, работающие по франшизе.
Как отмечает основатель Engineering & Consulting PFA Alexander Gadetskiy Александр Гадецкий, строительство автозаправки в ЕС, выполненной по всем требованиям (наличие парковки, детской площадки и кафе с горячей едой), без учета стоимости земли оценивается в €1,5–2 млн (стоимость АЗС в РФ эксперты в текущей ситуации оценивать не берутся, однако обычно она выше). Цена уже работающих АЗС, добавляет эксперт, рассчитывается от оборота, так что станции на трассе с удобным подъездом и хорошей парковкой будут стоить дороже новой. Таким образом, стоимость сети Shell могла составить от €600 млн. Однако господин Гадецкий уверен, что сделка проходила со скидкой до 50%. Стоимость завода в Торжке, уточняет эксперт, «вряд ли была высокой, так как там не полный цикл производства, а блендинг полуфабрикатов».