Стив Бланк о привлечении инвестиций для стартапа

Стив Бланк о привлечении инвестиций для стартапа

Взяли у инвестора деньги – теперь этот бизнес не ваш

Многие начинающие стартаперы слишком озабочены привлечением инвестиций и часто забывают, что их основная задача – вырастить жизнеспособный перспективный бизнес. Всемирно известный эксперт инновационно-технологического бизнеса Стив Бланк считает, что это огромная ошибка. Он автор более десяти успешных бизнес-проектов и точно знает, о чем говорит.

Бизнесмены должны четко понимать, когда и для чего привлекать инвесторов, в какие источники обращаться и представлять себе последствия от привлечения инвестиций со стороны.

Для начала определимся с терминологией. Стартап – это временная организация, которую создают для того, чтобы найти воспроизводимую, масштабируемую и перспективную бизнес-модель. Разберем каждую часть определения:

Временная организация. Стартап не может всю жизнь оставаться стратапом. Целью его основания является переростание в бизнес. Если ваша цель отличается, то не стоит зря беспокоить ангелов или венчурных инвесторов – возьмите кредит в банке или воспользуйтесь государственной помощью для малого бизнеса.

Поиск. Ваша бизнес-идея кажется вам неповторимой, уникальной и самой лучшей в мире? Высока вероятность того, что вы ошибаетесь. А если это так, то вы можете остаться ни с чем, подвести  инвесторов и заиметь долги. Потому начинающий бизнесмен должен постоянно искать наиболее жизнеспособную бизнес-модель.

Воспроизводимая модель. Клиентов можно найти везде – среди приятелей сотрудников, с помощью личных связей фаундера – но такие сделки обычно разовые и приносят только разовую прибыль. Ваша модель должна приносить вам доход постоянно и стабильно работать долгое время. К примеру, долгосрочный договор с веб-сайтом, на котором потребители вашего продукта смогут сделать заказ, или с торговой компанией, которая будет вашим представителем и продавать ваш товар на постойной основе.

Масштабирование и перспектива. Вы должны постоянно наращивать количество клиентов, поскольку с каждым новым пользователем ваша прибыль растет. Не забывайте про расчет экономической эффективности ваших действий – покрывает ли полученный от рекламы дополнительный доход затраты на ее разработку и продвижение?

Термин бизнес-модель очень точно описывает основные нюансы вашего бизнеса. Кем должен быть ваш потенциальный клиент? Какие проблемы он хочет решить? Сможет ли ваш продукт или услуга помочь ему в этом?  Что вы будете делать для привлечения и удержания клиентов? Кто ваши партнеры? Что необходимо вашему бизнесу, чтобы он заработал? Каковы затраты? Ответив на все эти вопросы, вы составите свою бизнес-модель.

Где найти необходимые средства?

Для начала определите, к какому типу стартапов отнести ваш бизнес. Если вы заядлый лыжник и собираетесь открыть небольшой магазинчик с товарами для лыжников, чтобы заработать на жизнь и покрыть основные расходы, то инвесторы вами, скорее всего, не заинтересуются. Представители малого бизнеса типа парикмахеров, плотников, турагентов, электриков, также не заинтересуют спонсоров или венчурные фонды. Ожидаемый возврат от инвестиций в таких случаях слишком низкий для профессионального инвестора. Если вы создаете такой стартап, то лучше возьмите кредит в банке или займите деньги у родственников или друзей.

Инвесторы будут вкладывать в стартап, нацеленный на большой рост. Яркие примеры – Skype, Google, Twitter, Facebook – они появились как стартапы, чьи основатели были готовы менять  мир. Фаундеры таких проектов не просто хотят прокормить семью. Они создают компанию с постоянным ростом капитала, акции которой завоюют крупнейшие фондовые биржи мира и принесут основателям и инвесторам многомиллионные  прибыли.

Даже если вам стартап способен перерасти в глобальную корпорацию, на этапе поиска устойчивой бизнес-модели и проверки гипотезы лучше максимально уменьшит затраты. Почему? Потому что стартапы обычно привлекают инвестиций гораздо больше, чем им реально надо денег. А на таком раннем этапе приходится отдавать инвестору значительную долю в бизнесе.  На первых порах покрыть расходы вам помогут родственники, друзья и ваши первые клиенты. Такие источники финансирования гораздо легче переносят смену бизнес-модели и эксперименты, нежели венчурные инвесторы.

Когда привлекать финансирование

Не рискуйте деньгами, пока не найдете воспроизводимую и масштабируемую бизнес-модель. Когда деньги приходят постоянно, вы можете позволить себе экспериментировать и допускать некоторые ошибки. В обычное время денег на исправление ошибок нет, потому вам необходимо сконцентрироваться на работе с клиентам, дорабатывать свой продукт в соответствии с их запросами и потребностями. И, только закрепившись в собственной нише на рынке, вы можете позволить себе тратить деньги так, будто они будут всегда.

Не надо путать привлечение инвестиций с созданием стабильного бизнеса. На идеальном рынке вам вообще бы не понадобился инвестор – здесь доходы от продаж полностью покрывали бы ваши потребности в деньгах. Но в реальных условиях стартапам нужен венчурный капитал, чтобы достичь действительных успехов.

Привлекайте столько денег, сколько сможете достать. Но только тогда, когда вы будете уверены, что ваш продукт нужен рынку.

Последствия привлечения инвестиций

Привлекая инвестиции от венчурного инвестора,  вместе с ними вы принимаете их видение бизнеса. Поэтому, если вы основали свой стартап, возьмите лист бумаги и набросайте себе схему работы венчурного фонда. Каким образом фонд и его партнеры получают прибыль? Сколько живет фонд? Какова привычная для него внутренняя норма доходности? Сколько средств они могут вложить в вашу компанию?  Какую долю они запросят в обмен на свою помощь? Что будет считаться для них успехом? Почему?

Венчурные инвестиции привлекаются по двум причинам. Во-первых – обеспечить рост для своего бизнеса вопреки рискам. При этом инвестиции направляются на создание спроса среди ваших потенциальных клиентов и расширение каналов продаж. Во-вторых – хорошие инвесторы, помимо денег, способны дать вам эффективную бизнес-модель, контакты и опыт.

Нужно только выбрать верный момент.

Читайте также