После недавних событий многие бизнесы в Украине встали на распутье, выбирая пути своего дальнейшего развития, что, естественно, затронуло и рынок стартапов. Появившиеся новые вызовы стали прекрасной проверкой на прочность стратегических и оперативных планов молодых украинских команд. Некоторые не только прошли эту проверку, но и продемонстрировали великолепные результаты. Привлечь новых партнеров и инвесторов сумели многие украинские проекты – LaMetric, Attendify, Lunecase, Petcube (IT-сектор); Hubs, Platfor.ma, Hromadske, «Новое время», Finmaidan, «Перша шпальта» (медиа-проекты). Что же им помогло не только выжить, но и успешно привлечь инвестиции в таких непростых условиях?
1. Использование краудфандинговых площадок, как Bigggidea, Kickstarter и других. Последнее вреия эти инструменты набирают все больше популярности в Украине, а их эффективность в плане сбора средств на себе испытали многие уже успешные стартапы.
2. Активный поиск местный инвесторов и привлечение иностранного капитала. Искать партнеров в первую очередь надо среди своих друзей, знакомых и уже существующих клиентов – часто они могут оказать наиболее быструю поддержку и поверить в вашу идею быстрее, чем посторонние люди. Но не ограничивайтесь только вашей записной книжкой – вам доступен весь мир в наш век digital-коммуникаций.
3. Сотрудничество с профессиональными объединениями, общественными организациями и профильными ассоциациями. К примеру, стартап может найти поддержку у таких организаций, как UAngel, Gust, EastLabs, Greencubator, Brain Basket Foundation и других. Зарегистрируйтесь на их сайтах, посещайте открытые мероприятия, участвуйте в различных комитетах и лично общайтесь с членами этих организаций и их основателями.
4. Посещение инвестиционных роад-шоу, выставок, конференций. Посещение таких мероприятий будет очень полезным для общения с уже существующими партнерами и для поиска новых. Обязательно попросите у организаторов полные списки спикеров и участников, не стесняйтесь попросить их познакомить с интересующими вас людьми или провести встречи тет-а-тет. Обычно, самыми эффективными оказываются личные встречи на таких мероприятиях.
5. Общение с государственными организациями в будущем принесет свои достаточно большие плоды. К сожалению, сегодня еще нет налаженных путей, на которых стартап может найти поддержку государства для выхода на новые рынки, поиска клиентов и партнеров.
Также стоит отметить несколько основных ошибок во время выбора того или иного партнера:
1. Открывают всем, кто стучится. Это один из самых главных принципов успешности стартапа. Конечно, надо обращать внимание, как и к кому стучаться, но это уже специфика бизнес-отношений и опыта ведения переговоров с инвесторами. Но без активности в процессе поиска партнеров ни один проект не будет жить долго и успешно. Чем больше людей вы заинтересуете, тем выше вероятность вашего успеха.
2. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Выбор репутации инвесторов и партнеров может стать решающим для молодого проекта. Старайтесь выбрать среди наиболее признанных, авторитетных и уважаемых инвесторов и организаций не только в Украине, но и за ее пре делами. В будущем ваш бизнес будут ассоциировать с именем выбранного вами партнера или орагнизации.
3. Увлеченность фаундера и команды на 100% – это 300% успеха стартапа. Если команда проекта не «горит» своей идеей, то вряд ли они смогут зажечь потенциальных инвесторов и партнеров. Покажите на личном примере, что ваш проект меняет жизнь, и вы гораздо быстрее найдете единомышленников.