«Вы можете назвать это блефом, но речь идет о лидерстве»

«Вы можете назвать это блефом, но речь идет о лидерстве»

Десять советов стартаперам от создателя 27 компаний
Американский серийный предприниматель Боб Дорф  создал 27 компаний, из которых семь вышли на IPO, а шесть были закрыты из-за провала. Он, совместно с предпринимателем Стивом Бланком, основавшим десяток компаний в IT-сфере и индустрии развлечений в Силиконовой Долине, написал книгу «Стартап. Настольная книга основателей». В марте он совершил визит в Россию и прочитал лекцию для студентов Института точной механики и оптики. Там он предложил десять советов основателям стартапов.

Смиритесь

Стартап не должен быть алгоритмом со стопроцентным успехом. И данная книг отнюдь не панацея, а только 608 страниц с описанием 500 основных ошибок. В процессе создания стартапа основатель наткнется на множество ловушек, и его основная задача – научиться их обходить. Надо смириться с тем, что 96-98% всех проектов проваливается.

Примерьте на себя жизнь стартапера

Перед запуском собственного стартапа стоит для начала поработать в чужом. Понаблюдайте за этими людьми, посмотрите, как и чем они живут, как работают. «Влейтесь» в эту атмосферу. Попробуйте видеть свою девушку раз в две недели или появляться дома перед рассветом, чтобы уйти в 7 утра. Только тогда вы поймете, подходит вам такая жизнь или нет.

Соберите команду

В команду стартапа должны входить три основных челоека: бизнесмен, творец и программист/хакер. Бизнесмен будет общаться с клиентами и партнерами, изучать рынок и объяснять хакеру, какой продукт необходим рынку. Хакер – разработчик и создатель продукта. Творец посмотрит на готовый продукт и подскажет, как сделать его еще красивее и приятнее.

Посчитайте довольных клиентов

Стартап должен быть масштабируемым, повторяемым и рентабельным. Рентабельность означает доход, которого хватит на учебу вашим детям, а в идеале – внукам. Без обладания этими тремя качествами ваш стартап не станет бизнесом. При этом вам не обязательно вкладывать в запуск проекта миллионы,  вам может хватить собственной кредитки. Первое время будет трудно, а прибыль появится не сразу, потому успех вашего детища можно измерять довольными клиентами.

Расставляйте приоритеты

Стартапер должен на первое место ставить не заработок, а свободу, которую он получит, занимаясь бизнесом, который доставляет ему удовольствие. Если ваше главная цель деньги – идите работать в «Газпром».

Забудьте про бизнес-план

Многие стартаперы первым делом создают бизнес-план, и это – ошибка. Во-первых, потому что новый бизнес (да и старый тоже) никогда не развивается по придуманному заранее плану. Во-вторых, клиентам  все равно, сколько листов в вашем плане. Вместо того, чтобы убить несколько месяцев на написание аналитики, лучше потратить это время на создание качественной бизнес-модели, которая влезет на один альбомный лист. Не надо пытаться поразить инвесторов цифрами предполагаемой прибыли, лучше удивите их своим продуктом и заставьте страстно желать обладать им.

Идите в люди

Надо иметь четкое представление о своих клиентах, что  им нужно и как ваш продукт решает их проблемы. Поэтому не запирайтесь в офисе, выходите в люди и общайтесь с клиентами в поисках новых возможностей для продаж. Сегодня на рекламу не тратится много денег, довольные клиенты – вот лучшая реклама. Если ваш бизнес действительно полезен людям, то ему не нужна агрессивная реклама.

Ничего не бойтесь

Не бойтесь ничего, страх только мешает работе. Когда-то в одной из копаний были проблемы, не хватало денег, а до зарплаты оставалось 20 дней. О проблемах знали только руководитель и главный бухгалтер, но ежедневно они ходили в офис, улыбались и подбадривали сотрудников. Люди были уверены в будущем. Если бы тогда им рассказали всю ситуацию, они бы ушли. А так компания получила несколько мелких заказов и смогла выплатить сотрудникам зарплату. Вы можете назвать это блефом, но речь идет о лидерстве.

Получайте удовольствие

Предпринимателем рождается не каждый. Такой человек, в первую очередь, хочет изменить этот мир, перевернуть его. Он просыпается с желанием работать, а не зарабатывать. Успешный бизнес не слепить из стремления к обогащению. Если ваш бизнес вам не нравится, ищите обычную работу. Однако, если вы хотите создать что-то полезное, если любите свою работу и свой продукт, создавайте собственный бизнес, пытайтесь вновь и вновь, наслаждайтесь процессом, и вы добьетесь спеха. Пользуйтесь чужим опытом. В интернете можно найти кучу полезной информации. К примеру, начинающим стартаперам будут полезны такие сайты, как steveblank.com, S.co и kauffman.org. Дерзайте!

Читайте также