I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Инвестиции
Инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
Такими ценностями могут быть:
- средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;
- движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);
- имущественные права интеллектуальной собственности;
- совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных ("ноу-хау");
- права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права;
- другие ценности.
Инвестиции в воспроизводство основных фондов и прирост материально-производственных запасов осуществляются в форме капитальных вложений.
Статья 2. Инвестиционная деятельность
1. Инвестиционной деятельностью является совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.
2. Инвестиционная деятельность осуществляется на основе:
- инвестирования, осуществляемого гражданами, негосударственными предприятиями, хозяйственными ассоциациями, союзами и обществами, а также общественными и религиозными организациями, другими юридическими лицами, основанными на коллективной собственности;
- государственного инвестирования, осуществляемого органами власти и управления Украины, Крымской АССР, местных Советов народных депутатов за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств;
- иностранного инвестирования, осуществляемого иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами;
- совместного инвестирования, осуществляемого гражданами и юридическими лицами Украины, иностранных государств.
Статья 3. Инновационная деятельность
1. Инновационная деятельность как одна из форм инвестиционной деятельности осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу, включает:
- выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии;
- прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги;
- реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости затрат;
- финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии производительных сил;
- разработку и внедрение новой, ресурсосберегающей технологии, предназначенной для улучшения социального и экологического положения.
Статья 4. Объекты инвестиционной деятельности
Объектами инвестиционной деятельности могут быть любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, нтеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.
Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурных и других норм, установленных законодательством Украины, а также нарушает права и интересы граждан, юридических лиц и государства, которые охраняются законом.
Инвестирование и финансирование строительства объектов жилищного строительства с использованием негосударственных средств, привлеченных от физических и юридических лиц, в том числе в управление, может осуществляться исключительно через фонды финансирования строительства, фонды операций с недвижимостью, институты совместного инвестирования, а также путем выпуска целевых облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается единицей такой недвижимости, согласно законодательства. Другие способы финансирования строительства таких объектов определяются исключительно законами.
Статья 5. Субъекты инвестиционной деятельности
1. Субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины и иностранных государств, а также государства.
Негосударственные пенсионные фонды, страховщики и финансовые учреждения - юридические лица публичного права осуществляют инвестиционную деятельность согласно законодательства, определяющего особенности их деятельности.
2. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, принимают решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования.
Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности.
3. Участниками инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины, других государств, которые обеспечивают реализацию инвестиций как исполнители заказов или на основании поручения инвестора.
Статья 6. Законодательство об инвестиционной деятельности
Отношения, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности в Украине, регулируются настоящим Законом, иными законодательными актами Украины.
Инвестиционная деятельность субъектов Украины за ее пределами регулируется законодательством иностранного государства, на территории которой эта деятельность осуществляется, соответствующими договорами Украины, а также специальным законодательством Украины.
Особенности осуществления инвестиционной деятельности на территории Украины субъектами инвестиционной деятельности, расположенными за пределами Украины, а также этих субъектов и субъектов Украины в зонах свободного предпринимательства на Украине определяются специальным законодательством Украины.
II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 7. Права субъектов инвестиционной деятельности
1. Все субъекты инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования имеют равные права по осуществлению инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины.
Размещение инвестиций в любых объектах, кроме тех, инвестирование в которые запрещено или ограничено настоящим Законом, иными актами законодательства Украины, признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом.
2. Инвестор самостоятельно определяет цели, направления, виды и объемы инвестиций, привлекает для их реализации на договорной основе любых участников инвестиционной деятельности, в том числе путем организации конкурсов и торгов.
3. По решению инвестора права владения, пользования и распоряжение инвестициями и результатами их осуществления могут быть переданы другим гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном законом. Взаимоотношения при такой передаче прав регулируются ими самостоятельно на основе договоров.
4. Для инвестирования могут быть привлечены финансовые средства в виде кредитов, выпуска в установленном законодательством порядке ценных бумаг и займов.
Имущество инвестора может быть использовано им для обеспечения его обязательств. В залог принимается только такое имущество, которое находится в собственности заемщика или принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, если другое не предусмотрено законодательными актами Украины. Заложенное имущество при нарушении залоговых обязательств может быть реализовано в соответствии с действующим законодательством.
5. Инвестор имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, включая реинвестиции и торговые операции на территории Украины, в соответствии с законодательными актами Украины.
Для государственных предприятий, выступающих инвесторами за пределами Украины и которым открыт ипотечный кредит, устанавливается гарантия по этим инвестициям со стороны государства.
6. Инвестор имеет право на приобретение необходимого ему имущества в граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, если это не противоречит законодательству Украины, без ограничения по объему и номенклатуры.
Статья 8. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности
1. Инвестор в случаях и порядке, установленных законодательством Украины, обязан:
- подать финансовым органам декларацию об объемах и источниках
осуществляемых им инвестиций;
- получить необходимое разрешение или согласование соответствующих государственных органов и специальных служб на капитальное строительство;
- получить разрешение на выполнение строительных работ в случаях и порядке, установленных Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности "
- получить позитивное комплексное заключение государственной экспертизы относительно соблюдения в инвестиционных программах и проектах строительства действующих нормативов по вопросам санитарного и эпидемического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной безопасности, прочности, надежности и необходимой долговечности зданий и сооружений, а также архитектурных требований, за исключением объектов гражданского и производственного назначения, для утверждения проектов строительства которых комплексный вывод государственной экспертизы не является обязательным. Перечень объектов, для утверждения проектов строительства которых комплексный вывод государственной экспертизы не является обязательным, утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере строительства и архитектуры.
2. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
- соблюдать государственные нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством Украины;
- выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемых в пределах их компетенции;
- подавать в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность;
- не допускать недобросовестной конкуренции и выполнять требования законодательства о защите экономической конкуренции.
- уплачивать налоги, сборы (обязательные платежи) в размерах и в порядке, определенных законами Украины.
3. Для проведения хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, участники инвестиционной деятельности должны получить соответствующую лицензию, которая выдается в порядке, установленном законодательством.
Статья 9. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности
Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (соглашение).
Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Украины, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.
Инвестирование и финансирование одной квартиры в объекте строительства несколькими инвесторами возможно исключительно при условии заключения между ними договора в письменной форме, в котором определяются доля каждого инвестора и порядок внесения им соответствующей инвестиции.
Вмешательство государственных органов и должностных лиц в реализацию договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности сверх своих компетенции не допускается.
Статья 10. Источники финансирования инвестиционной деятельности
1. Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:
- собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, возмещение убытков от аварий, стихийного бедствия, денежные накопления и сбережения граждан, юридических лиц и т.п.);
- заемных финансовых средств инвестора (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты);
- привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от
продажи акций, паевые и другие взносы граждан и юридических лиц);
- бюджетных инвестиционных ассигнований;
- безвозмездных и благотворительных взносов, пожертвований организаций, предприятий и граждан.
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 11. Цели государственного регулирования инвестиционной деятельности
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с целью реализации экономической, научно-технической и социальной политики. Оно определяется показателями экономического и социального развития Украины, республиканскими и региональными программами развития народного хозяйства, республиканским и местными бюджетами, предсказуемыми в них объемами государственного финансирования инвестиционной деятельности.
При этом создаются льготные условия инвесторам, осуществляют инвестиционную деятельность в наиболее важных для удовлетворения общественных потребностей направлениях, прежде социальной сфере, техническом и технологическом усовершенствовании производства, создании новых рабочих мест для граждан, нуждающихся социальной защите, внедрении открытий и изобретений, в агропромышленном комплексе, в реализации программ ликвидации последствий Чернобыльской аварии, в производстве строительных материалов, в области образования, культуры, охраны культурного наследия, охраны окружающей среды и здоровья.
Статья 12. Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности
1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает управления государственными инвестициями, а также регулирование условий инвестиционной деятельности и контроль за ее осуществлением всеми инвесторами и участниками инвестиционной деятельности.
2. Управление государственными инвестициями осуществляется республиканскими и местными органами государственной власти и управления и включает планирование, определение условий и выполнение конкретных действий по инвестированию бюджетных и внебюджетных средств.
3. Регулирования условий инвестиционной деятельности осуществляется путем:
- предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;
- государственных норм и стандартов;
- мероприятий по развитию и защите экономической конкуренции;
- разгосударствления и приватизации собственности;
- определение условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;
- политики ценообразования;
- проведения государственной экспертизы инвестиционных программ и проектов строительства
- других мероприятий.
Статья 13. Порядок принятия решений по республиканским государственным инвестициям
1. Решение по республиканским государственным инвестициям принимаются на основе прогнозов экономического и социального развития республики, схем развития и размещения производительных сил, целевых научно-технических и комплексных программ и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.
2. Проекты целевых республиканских программ разрабатываются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины с участием заинтересованных государственных органов и общественных организаций, и представляются Кабинетом Министров Украины на утверждение Верховной Раде Украины в составе Основных направлений экономического и социального развития республики.
3. Верховная Рада Украины утверждает в составе Основных направлений экономического и социального развития республики объемы государственных инвестиций, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета.
Статья 14. Порядок размещения государственного заказа выполнение работ в капитальном строительстве
1. Одной из форм реализации республиканских государственных инвестиций является республиканский государственный заказ на выполнение работ в капитальном строительстве.
2. Государственный заказ размещается, как правило, на конкурсной основе с учетом экономической выгодности этих заказов для предприятий и организаций.
3. Прием в эксплуатацию объектов республиканского государственного заказа осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Статья 15. Государственная экспертиза инвестиций
1. Обязательной государственной экспертизе в полном объеме подлежат инвестиционные программы и проекты строительства, осуществляемые с привлечением средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств государственных предприятий, учреждений и организаций, за исключением объектов гражданского и производственного назначения, для утверждения проектов строительства которых комплексный вывод государственной экспертизы не является обязательным. Инвестиционные программы и проекты строительства, осуществляемые за счет других источников финансирования, подлежат экспертизе согласно части первой статьи 8 настоящего Закона.
Государственная экспертиза инвестиционных программ и проектов строительства проводится на принципах организационного единства в порядке, определенных центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры.
2. В случае необходимости экспертиза отдельных инвестиционных проектов и программ может осуществляться экспертными комиссиями, создаваемыми Верховной Радой Украины.
Статья 16. Регулирование инвестиционной деятельности Верховным Советом Крымской АССР и местными Советами народных депутатов
Верховная Рада Крымской АССР и местные Советы народных депутатов в пределах своих полномочий осуществляют регулирование инвестиционной деятельности на своей территории, в том числе путем согласования вопросов о создании производственных и социальных объектов, использование природных ресурсов субъектами инвестиционной
деятельности.
Статья 17. Ценообразование в инвестиционной деятельности
Стоимость продукции, работ и услуг в процессе инвестиционной деятельности определяется по свободным ценам и тарифам, в том числе по итогам конкурсов (торгов), а в случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным фиксированным и регулируемым ценам и тарифам.
Стоимость строительства определяется с использованием государственных сметных норм, которые являются обязательными при осуществлении строительства объектов с привлечением средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств государственных предприятий, учреждений и организаций.
IV. ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ
Статья 18. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности
1. Государство гарантирует стабильность условий осуществления инвестиционной деятельности, соблюдения прав и законных интересов ее субъектов.
Условия договоров, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности сохраняют свою силу на весь срок действия этих договоров, в том числе, если после их заключения законодательством (кроме налогового, таможенного и валютного законодательства, а также законодательства по вопросам лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности) установлены условия, ухудшающие положение субъектов или ограничивающие их права, если они не договорились об изменении условий договора.
2. Государственные органы и их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается действующим законодательством и осуществляется в пределах компетенции этих органов и должностных лиц.
Никто не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В случае принятия государственными или другими органами актов, нарушают права инвесторов и участников инвестиционной деятельности, убытки, причиненные субъектам инвестиционной деятельности, подлежат возмещению в полном объеме этими органами. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.
Статья 19. Защите инвестиций
1. Защита инвестиций - это комплекс организационных, технических и правовых мер, направленных на создание условий, способствующих сохранению инвестиций, достижению цели внесения инвестиций, эффективной деятельности объектов инвестирования и реинвестирования, защиты законных прав и интересов инвесторов, в том числе права на получение прибыли (дохода) от инвестиций.
Государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности, а также иностранных инвестиций. Защита инвестиций обеспечивается законодательством Украины, а также международными договорами Украины. Инвесторам, в том числе иностранным, обеспечивается равноправие, что исключает применение мер дискриминационного характера, которые могли бы помешать управлению инвестициями, их использованию и ликвидации, а также предполагаются условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестиций.
Для обеспечения благоприятного и стабильного инвестиционного режима государство устанавливает государственные гарантии защиты инвестиций.
Государственные гарантии защиты инвестиций - это система правовых норм, направленных на защиту инвестиций и не касаются вопросов финансово-хозяйственной деятельности участников инвестиционной деятельности и уплаты ими налогов, сборов (обязательных платежей). Государственные гарантии защиты инвестиций не могут быть отменены или сужены относительно инвестиций, осуществленных в период действия этих гарантий.
2. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы или к ним не могут быть применены меры, тождественные по результатам. Такие меры могут применяться только на основе законодательных актов Украины с возмещением инвестору в полном объеме убытков, причиненных в связи с прекращением инвестиционной деятельности. Порядок возмещения убытков инвестору определяется в указанных актах.
Внесеные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество или за арендные права в случае изъятия в соответствии с законодательными актами Украины возмещаются инвесторам, за исключением сумм, оказавшихся использованными или утраченными в результате действий самых инвесторов или совершенных с их участием.
3. Споры, возникающие в результате осуществления инвестиционной деятельности, рассматриваются в соответствии судом или третейским судом.
4. Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных законодательством, должны быть застрахованы.
Статья 20. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности
При несоблюдении договорных обязательств субъекты инвестиционной деятельности несут имущественную и другую ответственность, предусмотренную законодательством Украины и заключенным договорам.
Уплата штрафов и неустоек за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных убытков не освобождают виновную сторону от выполнения обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 21. Условия прекращения инвестиционной деятельности
Приостановление или прекращение инвестиционной деятельности производится
по решению:
- инвесторов, при этом инвесторы возмещают убытки участникам инвестиционной деятельности;
- правомочного государственного органа.
Решение государственного органа о приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности может быть принято по следующим причинам:
- если ее продолжение может привести к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, архитектурных, экологических и других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства, которые охраняются законом;
- объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом вследствие неплатежеспособности;
- стихийного бедствия;
- введения чрезвычайного положения.
Статья 22. Международные договора
Если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве об инвестиционной деятельности Украины, то применяются правила международного договора.
Председатель Верховной Рады Украины Л. КРАВЧУК
г. Киев, 18 сентября 1991
N 1560-XII