Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов
В настоящем Законе нижеприведенные термины употребляются в следующем значении:
- договор о партнерстве с научным парком - договор между научным парком и субъектами хозяйствования об условиях участия в процессе разработки и выполнения проектов научного парка;
- учредители научного парка - высшее учебное заведение IV уровня аккредитации (далее - высшее учебное заведение) и/или научное учреждение и другие юридические лица, заключившие учредительный договор о создании научного парка;
- научный парк - юридическое лицо, создаваемое по инициативе высшего учебного заведения и/или научного учреждения путем объединения взносов учредителей для организации, координации, контроля процесса разработки и выполнения проектов научного парка;
- партнеры научного парка - субъекты хозяйствования, заключившие с научным парком договор о партнерстве;
- приоритетные направления деятельности научного парка - экономически и социально обусловленные научные, научно-технические и инновационные направления деятельности, которые отвечают цели создания научного парка, отраслевому профилю и/или специализации высшего учебного заведения и/или научного учреждения (которые являются базовыми элементами научного парка), учитывают потребности региона (территории), в котором создан научный парк, и согласуются с направлениями деятельности, определенными законами Украины "О приоритетных направлениях развития науки и техники", "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине" и иными законодательными актами Украины в научной, научно-технической и инновационной сферах;
- проект научного парка - пакет документов, определяющий процедуру и комплекс необходимых мер по разработке, созданию и реализации инновационного продукта либо инновационной продукции и содержащий данные о материально-технических, финансовых, кадровых ресурсах, необходимых для выполнения проекта согласно требованиям настоящего Закона.
Статья 2. Законодательство о научном парке
Научный парк создается и действует в соответствии с Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины, законами Украины "О высшем образовании", "Об инвестиционной деятельности", "О научной и научно-технической деятельности", "Об инновационной деятельности", "О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий", иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в научно-технической и инновационной сферах, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
Раздел II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ПАРКА
Статья 3. Цель создания научного парка
Научный парк создается с целью развития научно-технической и инновационной деятельности в высшем учебном заведении и/или научном учреждении, эффективного и рационального использования имеющегося научного потенциала, материально-технической базы для коммерциализации результатов научных исследований и их внедрения на отечественном и зарубежном рынках.
Статья 4. Функции научного парка
Основными функциями научного парка являются:
- создание новых видов инновационного продукта, осуществление мер по их коммерциализации, организация и обеспечение производства наукоемкой, конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках инновационной продукции;
- информационно-методическое, правовое и консалтинговое обеспечение учредителей и партнеров научного парка, предоставление патентно-лицензионной помощи;
- привлечение студентов, выпускников, аспирантов, научных работников и работников высшего учебного заведения и/или научного учреждения к разработке и выполнению проектов научного парка;
- содействие развитию и поддержка малого инновационного предпринимательства;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, необходимых для разработки и реализации проектов научного парка;
- привлечение и использование в своей деятельности рискового (венчурного) капитала, поддержка наукоемкого производства;
- защита и представительство интересов учредителей и партнеров научного парка в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в отношениях с другими субъектами хозяйствования во время организации и выполнения проектов научного парка в пределах, определенных учредительными документами научного парка;
- развитие международного и отечественного сотрудничества в сфере научно-технической и инновационной деятельности, содействие привлечению иностранных инвестиций;
- выполнение других функций, не запрещенных законодательством Украины.
Статья 5. Учредительные документы научного парка
1. Научный парк создается и действует на основе учредительного договора и устава, требования к которым определяются настоящим Законом.
2. В учредительном договоре о создании научного парка определяются обязательства учредителей создать научный парк, порядок их совместной деятельности относительно его создания, условий передачи научному парку имущества и нематериальных активов учредителей с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
3. В уставе научного парка указываются наименование юридического лица, цель, задачи и функции научного парка согласно требованиям настоящего Закона, сведения о составе учредителей, размер и порядок создания уставного и других фондов, порядок распределения прибыли и убытков, органы управления научным парком, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в научный парк и выхода из него, порядок ликвидации и другие сведения, отвечающие законодательству Украины и настоящему Закону.
Статья 6. Ограничение деятельности научного парка
В рамках деятельности научного парка не допускается осуществление таких видов деятельности как торгово-посредническая деятельность, предоставление услуг бытового назначения, производство и переработка подакцизных товаров и других, которые не отвечают цели научного парка.
Статья 7. Создание научного парка
1. Решение о создании научного парка принимается его учредителями по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере научно-технической и инновационной деятельности в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
2. В случае если учредителями научного парка являются субъекты хозяйствования государственной или коммунальной собственности, осуществляющие свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления, решение об участии таких учредителей в учреждении научного парка принимается по согласованию с соответствующими органами, в управлении которых находится государственная или коммунальная собственность, закрепленная за такими субъектами хозяйствования.
3. Для согласования решения о создании научного парка предоставляются:
- проекты учредительных документов научного парка;
- перечень приоритетных направлений деятельности научного парка;
- данные о научных результатах, реализация которых обеспечит развитие научного парка;
- сведения об учредителях научного парка, имеющейся и потенциальной производственной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре, которые будут использоваться в деятельности научного парка.
4. Научный парк приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации в установленном законом порядке.
5. В наименованиях других юридических лиц запрещается использовать слова "научный парк".
Статья 8. Приоритетные направления деятельности научного парка
1. Перечень приоритетных направлений деятельности научного парка формируется согласно законам Украины "О приоритетных направлениях развития науки и техники" и "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине" в соответствии с направлениями научной деятельности высшего учебного заведения и/или научного учреждения с учетом потребностей региона (территории), где расположен научный парк.
2. Перечень приоритетных направлений деятельности научного парка утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере научно-технической и инновационной деятельности при согласовании решения о создании научного парка.
Статья 9. Статус учредителей научного парка
1. Учредители научного парка сохраняют статус юридического лица и на них распространяется действие законов о регулировании их деятельности.
2. Учредитель научного парка имеет право:
добровольно выйти из научного парка на условиях и в порядке, определенных уставом научного парка, с сохранением взаимных обязательств и заключенных договоров с другими субъектами хозяйствования;
получать от научного парка в установленном порядке информацию, связанную с его деятельностью;
получать часть прибыли от деятельности научного парка в порядке, установленном уставом научного парка.
Статья 10. Органы управления научного парка
Научный парк имеет высший орган управления научного парка и исполнительный орган управления научного парка. Функции органов управления научного парка определяются его уставом.
Статья 11. Высший орган управления научного парка
1. Высшим органом управления научного парка является общее собрание учредителей научного парка, функции которых определяются уставом научного парка.
2. Высший орган управления научного парка:
- утверждает устав научного парка и вносит изменения в него;
- образует исполнительный орган научного парка;
- решает финансовые и другие вопросы в соответствии с уставом научного парка.
Статья 12. Исполнительный орган управления научного парка
1. Исполнительный орган управления научного парка формируется общим собранием учредителей в порядке, установленном уставом научного парка.
2. Исполнительный орган управления научного парка решает вопросы текущей деятельности с целью координации деятельности его учредителей и партнеров по выполнению проектов научного парка.
Статья 13. Особенности статуса высшего учебного заведения или научного учреждения - учредителя научного парка
1. Высшее учебное заведение и/или научное учреждение могут быть учредителями юридических лиц и/или их объединений для организации и выполнения проектов научного парка.
2. Высшее учебное заведение и/или научное учреждение имеют право быть арендодателем помещений и оборудования для партнеров научного парка на срок реализации проектов научного парка согласно статье 20 настоящего Закона.
3. Высшее учебное заведение и/или научное учреждение принимают участие в формировании уставного фонда научного парка путем внесения в него нематериальных активов (имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) в порядке, установленном законодательством Украины.
4. В случае ликвидации научного парка по решению учредителей или на основании решения суда, в том числе о признании научного парка банкротом, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет бюджетных средств, не включаются в состав ликвидационной массы и возвращаются высшему учебному заведению и/или научному учреждению, которые вносили их в уставный фонд научного парка.
5. Определенное высшее учебное заведение и/или определенное научное учреждение могут быть учредителями одного научного парка.
6. Высшее учебное заведение и/или научное учреждение осуществляют контроль за деятельностью научного парка, ежегодно заслушивают отчеты о его деятельности.
Раздел III. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ НАУЧНОГО ПАРКА
Статья 14. Разработка и принятие проектов научного парка
1. Проекты научного парка разрабатываются на конкурсных началах в рамках приоритетных направлений деятельности научного парка с учетом требований законов Украины "Об инновационной деятельности", "О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий", "О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков".
2. Проекты научного парка представляются в исполнительный орган управления научного парка юридическими и/или физическими лицами в соответствии с условиями конкурса предложений по реализации приоритетных направлений деятельности научного парка (далее - конкурс).
3. Положение о проведении конкурса разрабатывается и утверждается исполнительным органом управления научного парка.
4. По результатам конкурса исполнительный орган управления научного парка принимает решение о выполнении проекта научного парка и заключает договор о партнерстве.
Статья 15. Регистрация проектов научного парка
1. Исполнительным органом управления научного парка осуществляется регистрация всех проектов научного парка, на реализацию которых заключен договор о партнерстве.
2. Проекты научного парка, реализация которых требует государственной поддержки согласно статье 19 настоящего Закона, подлежат государственной регистрации Кабинетом Министров Украины.
3. К проектам научного парка, требующим ввоза научного, лабораторного и исследовательского оборудования, а также комплектующих и материалов, которые не производятся в Украине, прилагаются документы с номенклатурой и объемами ввоза такого научного, лабораторного и исследовательского оборудования, а также комплектующих и материалов. Эти документы являются неотъемлемой частью проекта научного парка.
4. Срок реализации проекта научного парка не может превышать семь лет со дня его государственной регистрации.
Статья 16. Мониторинг реализации проектов научных парков
1. Исполнительный орган управления научного парка осуществляет мониторинг реализации проектов научного парка.
2. По результатам выполнения проектов научного парка партнеры научного парка представляют отчеты в исполнительный орган управления научного парка в соответствии с условиями договора о партнерстве.
3. Исполнительный орган управления научного парка обобщает информацию о выполнении проектов научного парка и представляет информацию о результатах работы научного парка в высшее учебное заведение или научное учреждение по их требованию и в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере научно-технической и инновационной деятельности в установленном порядке.
4. В случае несоблюдения партнером научного парка требований проекта научного парка, показателей и сроков его реализации исполнительный орган управления научного парка может принять решение о прекращении выполнения проекта научного парка в полном объеме или частично в результате одностороннего отказа от выполнения условий договора о партнерстве, который будет считаться соответственно расторгнутым или измененным.
5. Исполнительный орган управления научного парка по проекту научного парка, которому в соответствии с настоящим Законом оказана государственная поддержка, в трехдневный срок со дня принятия решения о прекращении выполнения проекта научного парка в полном объеме или частично представляет в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере научно-технической и инновационной деятельности обоснованное представление об отмене государственной регистрации проекта научного парка или внесении изменений в государственный реестр проектов научного парка.
6. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере научно-технической и инновационной деятельности по обоснованному представлению исполнительного органа научного парка в установленном законодательством порядке отменяет государственную регистрацию проекта научного парка или вносит соответствующие изменения в государственный реестр проектов научного парка.
7. В случае отмены государственной регистрации проекта научного парка относительно него прекращается действие статей 19, 20 настоящего Закона.
8. Имущественные, финансовые и другие последствия, которые могут возникнуть между партнерами научного парка в случае прекращения выполнения проекта научного парка в полном объеме или частично, определяются в договоре о партнерстве.
9. Результаты выполнения проекта научного парка принимаются исполнительным органом управления научного парка в соответствии с условиями договора о партнерстве и техническими задачами проекта научного парка.
Раздел IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ ПАРКОВ
Статья 17. Имущественные права на технологии и объекты права интеллектуальной собственности
1. Разработка и реализация проектов научного парка осуществляются за счет средств научного парка и его партнеров и/или за счет средств государственного и местных бюджетов.
2. Проекты научного парка, которые выполняются за счет средств научного парка и его партнеров и не предусматривают государственной поддержки согласно настоящему закону, не требуют государственной регистрации.
3. Имущественные права на технологии и объекты права интеллектуальной собственности, созданные во время выполнения проектов научного парка, являются собственностью научного парка и/или его партнеров, кроме случаев, указанных в части четвертой настоящей статьи.
4. Центральный орган исполнительной власти, в сфере управления которого находится высшее учебное заведение или научное учреждение, может ограничить в порядке, установленном законом, имущественные права на использование и распоряжение технологий и объектов права интеллектуальной собственности, созданных с привлечением государственных средств, в случае если технология и/или объект права интеллектуальной собственности:
- отнесены к сфере национальной безопасности и обороны государства;
- признаны такими, которые должны использоваться в публичных интересах;
- доведены до промышленного использования и реализации готовой продукции исключительно за счет государственных средств.
5. В случаях, указанных в части четвертой настоящей статьи, научный парк и/или его партнеры имеют право использовать технологию и/или объект права интеллектуальной собственности, созданный с привлечением государственных средств, для собственных потребностей, если иное не определено центральным органом исполнительной власти, в сфере управления которого находится высшее учебное заведение или научное учреждение.
6. Научный парк и/или его партнеры в течение месяца со дня создания с привлечением государственных средств технологии и/или объекта права интеллектуальной собственности обязаны уведомить центральный орган исполнительной власти, в сфере управления которого находится высшее учебное заведение или научное учреждение, о созданной технологии и/или объекте права интеллектуальной собственности.
7. Центральный орган исполнительной власти, в сфере управления которого находится высшее учебное заведение или научное учреждение, в течение двух месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного частью шестой настоящей статьи, должен уведомить научный парк и/или его партнеров о своем решении относительно ограничения имущественных прав на технологию и/или объект права интеллектуальной собственности и основаниях такого ограничения в соответствии с частью четвертой настоящей статьи.
8. Если центральный орган исполнительной власти, в сфере управления которого находится высшее учебное заведение или научное учреждение, в течение срока, указанного в части седьмой настоящей статьи, не уведомил о принятом им решении научный парк и/или его партнеров, исключительные имущественные права на технологию и/или объект права интеллектуальной собственности без ограничений принадлежат научному парку и/или его партнерам в соответствии с законодательством Украины.
9. В случае нарушения центральным органом исполнительной власти, в сфере управления которого находится высшее учебное заведение или научное учреждение, требований частей третьей - восьмой настоящей статьи научный парк и /или его партнеры могут обратиться в суд с иском о защите своих прав.
Статья 18. Государственный заказ на поставку научными парками продукции, выполнение работ и предоставление услуг
1. Обращение научных парков относительно государственного заказа на поставку продукции, выполнение работ и предоставление услуг для обеспечения приоритетных государственных потребностей рассматривается в приоритетном порядке.
2. Выполнение научным парком государственного заказа осуществляется на договорной (контрактной) основе в порядке, определенном законом.
Статья 19. Особенности обложения ввозной таможенной пошлиной научного, лабораторного и исследовательского оборудования, комплектующих и материалов для выполнения проектов научных парков
1. В случае реализации проекта научного парка, зарегистрированного согласно части второй статьи 15 настоящего Закона, освобождаются от обложения ввозной таможенной пошлиной научное, лабораторное и исследовательское оборудование, а также комплектующие и материалы, которые не производятся в Украине, согласно номенклатуре и объемам, предусмотренным проектом научного парка.
2. Порядок таможенного оформления, номенклатура и объемы ввоза товаров, указанных в части первой настоящей статьи, определяются Кабинетом Министров Украины.
3. Режим освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины действует в течение срока реализации проекта научного парка, но не больее двух лет со дня утверждения номенклатуры и объемов поставки соответствующего оборудования, для комплектующих и материалов - в течение одного года.
4. Контроль за целевым использованием научного, лабораторного и исследовательского оборудования, а также комплектующих и материалов, которые не производятся в Украине, осуществляется в соответствии с законом.
5. В случае нецелевого использования ввезенных на территорию Украины научного, лабораторного и исследовательского оборудования, комплектующих и материалов не для потребностей реализации проектов научных парков суммы ввозной таможенной пошлины, которые начисляются согласно таможенному законодательству Украины, подлежат взысканию в Государственный бюджет Украины. При этом плательщик налога, осуществивший нецелевое использование, обязан увеличить свои налоговые обязательства по результатам налогового периода, в котором произошло такое нарушение, на сумму ввозной таможенной пошлины, которая должна быть уплачена при ввозе на территорию Украины научного, лабораторного и исследовательского оборудования, комплектующих и материалов, а также уплатить пеню, начисленную на такую сумму ввозной таможенной пошлины исходя из 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на день увеличения налогового обязательства, за период их нецелевого использования.
Статья 20. Аренда помещений высшего учебного заведения и/или научного учреждения - учредителя научного парка
1. По проектам научного парка, зарегистрированным согласно статье 15 настоящего Закона, реализация которых предусматривает использование помещений и оборудования высшего учебного заведения и/или научного учреждения, по представлению исполнительного органа управления научного парка между высшим учебным заведением и/или научным учреждением и партнером научного парка заключается договор аренды на срок, предусмотренный условиями реализации проекта научного парка.
2. В договорах аренды, которые заключаются в соответствии с частью первой настоящей статьи, может определяться особый порядок уплаты коммунальных услуг и арендной платы. Размеры и условия их оплаты устанавливаются высшим учебным заведением и /или научным учреждением по согласованию с центральным органом исполнительной власти, в сфере управления которого находится это высшее учебное заведение и/или научное учреждение.
Раздел V. ЕКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ПАРКА
Статья 21. Имущественные отношения и финансирование научного парка
1. Для выполнения уставных задач научный парк может создавать уставной и резервный фонды, фонд поддержки инновационной деятельности и другие фонды, не запрещенные законодательством Украины.
2. Уставной фонд научного парка разделен на доли между учредителями в соответствии с размером их вклада.
3. Вкладом в уставной фонд научного парка могут быть деньги, ценные бумаги и другие вещи или имущественные либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.
4. Субъект хозяйствования государственной или коммунальной собственности, осуществляющий свою деятельность на основе права хозяйственного ведения, может передавать принадлежащее ему имущество в уставный фонд научного парка только с предварительного согласия центрального органа исполнительной власти, в сфере управления которого он находится.
5. Передача в уставной фонд научного парка недвижимого имущества, а также воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и подвижного состава железнодорожного транспорта, которые находятся на балансе государственных субъектов хозяйствования, осуществляется при условии дополнительного согласования с Фондом государственного имущества Украины.
6. Не могут быть объектами передачи в уставный фонд научного парка объекты государственной собственности, имеющие общегосударственное значение и не подлежащие приватизации в соответствии с частью второй статьи 5 Закона Украины "О приватизации государственного имущества", а также объекты, включенные в перечень объектов права государственной собственности, не подлежащие приватизации, утвержденный Законом Украины "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации".
7. К источникам финансирования научного парка относятся:
- средства уставного и других фондов научного парка;
- финансовые поступления от деятельности научного парка;
- инвестиции, предоставленные научному парку;
- благотворительные вклады для развития научного парка и обеспечения реализации проектов научного парка;
- средства государственного и местных бюджетов;
- средства заказчиков;
- другие поступления, не запрещенные законодательством Украины.
Статья 22. Расчетное обслуживание деятельности научного парка
Научный парк имеет право открывать счета в национальной и иностранной валютах в банковских и других финансовых учреждениях.
Статья 23. Прекращение научного парка
1. Прекращение научного парка осуществляется исключительно путем его ликвидации по решению учредителей или на основании решения суда.
2. Реорганизация научного парка запрещается.
Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2010 года.
2. Внести изменения в следующие законы Украины:
1) часть вторую статьи 19 Закона Украины "О Едином таможенном тарифе" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., N 19, ст. 259; 2006 г., N 22, ст. 182) изложить в следующей редакции:
"Для проектов технологических и научных парков, зарегистрированных в установленном Кабинетом Министров Украины порядке, взимание ввозной таможенной пошлины осуществляется с учетом положений, установленных законами Украины "О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков" и "О научных парках";
2) в Законе Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1995 г., N 15, ст. 99; 1998 г., N 18, ст. 88; 1999 г., N 29, ст. 239, N 48, ст. 411; 2002 г., N 2, ст. 5, N 30, ст. 205; 2004 г., N 50, ст. 539, N 51, ст. 547; 2009 г., N 24, ст. 296):
статью 1 после части третьей дополнить новой частью следующего содержания:
"4. Отношения аренды движимого и недвижимого имущества, принадлежащего высшим учебным заведениям и/или научным учреждениям, которые являются учредителями научного парка, регулируются настоящим Законом с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины "О научных парках".
В связи с этим часть четвертую считать частью пятой;
абзац второй статьи 5 дополнить словами "а также имущества, принадлежащего высшим учебным заведениям и/или научным учреждениям, которое предоставляется в аренду партнерам научных парков".
3. Вопросы, не урегулированные настоящим Законом, решаются в соответствии с законодательством Украины.
4. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
- установить ставки платы за аренду для партнеров научных парков, которым предоставляется в аренду государственное имущество, принадлежащее высшим учебным заведениям и/или научным учреждениям, которые являются учредителями научного парка, с целью государственной поддержки реализации проектов научного парка;
- привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
- подготовить предложения о внесении изменений в законодательные акты, противоречащие настоящему Закону.
Президент Украины В.ЮЩЕНКО.
г.Киев,
25 июня 2009 года.
N 1563-VI