Закон Украины "Об инновационной деятельности"

Закон Украины "Об инновационной деятельности"

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности в Украине, устанавливает формы стимулирования государством ...

Согласно настоящему Закону государственную поддержку получают субъекты хозяйствования всех форм собственности, реализующие в Украине инновационные проекты, и предприятия всех форм собственности, имеющие статус инновационных.

Раздел 1 - Общие положения

Статья 1. Определение терминов

1. В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:

* инновации – вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного; административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы;
* инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и обусловливающая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг;
* инновационный продукт – результат научно-исследовательской и (или) опытно-конструкторской разработки, соответствующий требованиям, установленным настоящим Законом;
* инновационная продукция – новые конкурентоспособные товары или услуги, соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом;
* инновационный проект – комплект документов, определяющий процедуру и комплекс всех необходимых мер (в том числе инвестиционных) по созданию и реализации инновационного продукта и (или) инновационной продукции;
* приоритетный инновационный проект – инновационный проект, относящийся к одному из приоритетных направлений инновационной деятельности, утвержденных Верховной Радой Украины;
* инновационное предприятие (инновационный центр, технопарк, технополис, инновационный бизнес-инкубатор и т. п.) – предприятие (объединение предприятий), разрабатывающее, производящее и реализующее инновационные продукты и (или) продукцию или услуги, объем которых в денежном измерении превышает 70 процентов его общего объема продукции и (или) услуг;
* инновационная инфраструктура – совокупность предприятий, организаций, учреждений, их объединений, ассоциаций любой формы собственности, оказывающих услуги по обеспечению инновационной деятельности (финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, юридические, образовательные и т.п.).

Статья 2. Законодательство Украины в сфере инновационной деятельности

1. Законодательство Украины в сфере инновационной деятельности базируется на Конституции Украины и состоит из законов Украины "Об инвестиционной деятельности", "О научной и научно-технической деятельности", "О научной и научно-технической экспертизе", "О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков", "О специальной экономической зоне "Яворив", настоящего Закона и других законодательных актов, регулирующих общественные отношения в этой сфере.
Статья 3. Цель и принципы государственной инновационной политики

1. Главной целью государственной инновационной политики является создание социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечения внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.

2. Основными принципами государственной инновационной политики являются: ориентация на инновационный путь развития экономики Украины;

* определение государственных приоритетов инновационного развития;
* формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности;
* создание условий для сохранения, развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала;
* обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности;
* эффективное использование рыночных механизмов для содействия инновационной деятельности, поддержка предпринимательства в научно-производственной сфере;
* осуществление мер в поддержку международной научно-технологической кооперации, трансфера технологий, защиты отечественной продукции на внутреннем рынке и ее продвижение на внешний рынок;
* финансовая поддержка, осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инновационной деятельности;
* содействие развитию инновационной инфраструктуры;
* информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности;
* подготовка кадров в сфере инновационной деятельности.

Статья 4. Объекты инновационной деятельности

1. Объектами инновационной деятельности являются:

* инновационные программы и проекты;
* новые знания и интеллектуальные продукты;
* производственное оборудование и процессы;
* инфраструктура производства и предпринимательства;
* организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы;
* сырьевые ресурсы, средства их добычи и переработки;
* товарная продукция;
* механизмы формирования потребительского рынка и сбыта товарной продукции.

Статья 5. Субъекты инновационной деятельности

1. Субъектами инновационной деятельности могут быть физические и (или) юридические лица Украины, физические и (или) юридические лица иностранных государств, лица без гражданства, объединения этих лиц, проводящие в Украине инновационную деятельность и (или) привлекающие имущественные и интеллектуальные ценности, вкладывающие собственные или заимствованные средства в реализацию в Украине инновационных проектов.

Раздел II - Государственное регулирование в сфере инновационной деятельности

Статья 6. Государственное регулирование инновационной деятельности

1. Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется путем:

* определения и поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности государственного, отраслевого, регионального и местного уровней;
* формирования и реализации государственных, отраслевых, региональных и местных инновационных программ;
* создания нормативно-правовой базы и экономических механизмов для поддержки и стимулирования инновационной деятельности;
* защиты прав и интересов субъектов инновационной деятельности;
* финансовой поддержки выполнения инновационных проектов;
* стимулирования коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, кредитующих выполнение инновационных проектов;
* установления льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности;
* поддержки функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры.

Статья 7. Полномочия Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в сфере инновационной деятельности

1. Верховная Рада Украины определяет единую государственную политику в сфере инновационной деятельности, а именно:

* создает законодательную базу для сферы инновационной деятельности;
* утверждает приоритетные направления инновационной деятельности как отдельную общегосударственную программу или в составе Программы деятельности Кабинета Министров Украины, общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального развития, охраны окружающей среды;
* в пределах Государственного бюджета Украины определяет объем ассигнований для финансовой поддержки инновационной деятельности.

2. Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные и районные советы в соответствии с их компетенцией:

* утверждают региональные инновационные программы, кредитуемые из бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов;
* определяют средства бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов для финансовой поддержки региональных инновационных программ и поручают Совету министров Автономной Республики Крым, делегируют полномочия областным и районным государственным администрациям финансирования региональных инновационных программ через государственные инновационные финансово-кредитные учреждения (их региональные отделения) в пределах выделенных в этих бюджетах средств;
* контролируют финансирование региональных инновационных программ за средства бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов.

3. Представительные органы местного самоуправления – сельские, поселковые, городские советы в соответствии с их компетенцией:

* утверждают местные инновационные программы;
* в пределах средств бюджета развития определяют средства местных бюджетов для финансовой поддержки местных инновационных программ;
* создают коммунальные инновационные финансово-кредитные учреждения для финансовой поддержки местных инновационных программ за средства местных бюджетов, утверждают их уставы или положения о них, подчиняют их своим исполнительным органам;
* поручают своим исполнительным органам финансирование местных инновационных программ за счет средств местного бюджета через государственные инновационные финансово-кредитные учреждения (их региональные отделения) или через коммунальные инновационные финансово-кредитные учреждения;
* утверждают порядок формирования и использования средств коммунальных инновационных финансово-кредитных учреждений;
* контролируют финансирование местных инновационных программ за средства местного бюджета через государственные инновационные финансово-кредитные учреждения (их региональные отделения);
* контролируют деятельность коммунальных инновационных финансово-кредитных учреждений.

Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере инновационной деятельности

1. Кабинет Министров Украины:

* осуществляет государственное управление и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере инновационной деятельности;
* готовит и представляет Верховной Раде Украины предложения по приоритетным направлениям инновационной деятельности как отдельную общегосударственную программу или в рамках Программы деятельности Кабинета Министров Украины, общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды;
* осуществляет меры по реализации приоритетных направлений инновационной деятельности;
* содействует созданию эффективной инфраструктуры в сфере инновационной деятельности;
* создает специализированные государственные инновационные финансово-кредитные учреждения для финансовой поддержки инновационных программ и проектов, утверждает их уставы или положения о них, подчиняет эти учреждения специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти в сфере инновационной деятельности;
* готовит и представляет Верховной Раде Украины как составную, часть проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предложения по объемам бюджетных средств для финансовой поддержки выполнения инновационных проектов через специализированные государственные инновационные финансово-кредитные учреждения;
* утверждает положение о порядке государственной регистрации инновационных проектов и ведения Государственного реестра инновационных проектов;
* информирует Верховную Раду Украины о выполнении инновационных проектов, которые кредитовались за средства Государственного бюджета Украины, и о возврате в бюджет предоставленных ранее кредитов.

Статья 9. Полномочия специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере инновационной деятельности и других центральных органов исполнительной власти

1. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере инновационной деятельности:

* осуществляет меры по проведению единой научно-технической и инновационной политики;
* готовит и представляет Кабинету Министров Украины предложения по приоритетным направлениям инновационной деятельности, государственным инновационным программам и о необходимых объемах бюджетных средств для их кредитования;
* координирует работу в сфере инновационной деятельности других центральных органов исполнительной власти;
* определяет свое отдельное подразделение для квалификации инновационных проектов с целью их государственной регистрации;
* осуществляет государственную регистрацию инновационных проектов и ведет Государственный реестр инновационных проектов;
* готовит и представляет Кабинету Министров Украины предложения по созданию специализированных государственных инновационных финансово-кредитных учреждений для финансовой поддержки инновационных программ и проектов, разрабатывает уставы или положения об этих учреждениях;
* утверждает порядок формирования и использования средств подчиненных ему специализированных государственных инновационных финансово-кредитных учреждений и контролирует их деятельность;
* поручает государственным инновационным финансово-кредитным учреждениям осуществление конкурсного отбора приоритетных инновационных проектов и осуществление финансовой поддержки этих проектов в пределах средств, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год;
* организует повышение квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности.

2. Центральные органы исполнительной власти:

* осуществляют подготовку предложений по реализации инновационной политики в соответствующей отрасли экономики, создают организационно-экономические механизмы поддержки ее реализации;
* поручают государственным инновационным финансово-кредитным учреждениям осуществление конкурсного отбора приоритетных инновационных проектов по приоритетным отраслевым направлениям инновационной деятельности и осуществление финансовой поддержки этих проектов в пределах средств, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Статья 10. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, исполнительных органов местного самоуправления в сфере инновационной деятельности

1. Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации (в пределах делегированных им органами местного самоуправления полномочий) в соответствии с их компетенцией:

* разрабатывают проекты региональных инновационных программ и представляют их для утверждения соответственно Верховной Раде Автономной Республики Крым, областным и районным советам;
* принимают меры по выполнению региональных инновационных программ;
* содействуют инновационной деятельности в своем регионе и созданию современной инфраструктуры в этой сфере;
* привлекают предприятия, учреждения и организации, расположенные на подчиненной им территории, с их согласия, к решению проблем инновационного развития регионов;
* поручают государственным инновационным финансово-кредитным учреждениям (их региональным отделениям) проведение конкурсного отбора инновационных проектов региональных инновационных программ и осуществление их финансовой поддержки в пределах средств, предусмотренных в бюджете Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетах;
* представляют предложения специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти в сфере инновационной деятельности о включении инновационных проектов по региональным программам в государственные программы и их финансировании путем кредитования из государственного бюджета.

2. Исполнительные органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией:

* разрабатывают проекты местных инновационных программ и представляют их для утверждения соответствующим местным советам;
* принимают меры по выполнению местных инновационных программ;
* привлекают предприятия, учреждения и организации, расположенные на подчиненной им территории, с их согласия, к решению проблем инновационного развития населенных пунктов;
* поручают государственным инновационным финансово-кредитным учреждениям (их региональным отделениям) или коммунальным инновационным финансово-кредитным учреждениям проведение конкурсного отбора инновационных проектов местных инновационных программ и осуществление финансовой поддержки этих проектов в пределах средств, предусмотренных в соответствующем местном бюджете;
* готовят и представляют соответствующим местным советам предложения по созданию коммунальных специализированных инновационных финансово-кредитных учреждений для финансовой поддержки местных инновационных программ;
* представляют предложения специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти в сфере инновационной деятельности о включении инновационных проектов по местным программам в государственные программы и их финансировании путем кредитования из государственного бюджета через государственные инновационные финансово-кредитные учреждения.

Статья 11. Государственный контроль в сфере инновационной деятельности

1. Государственный контроль в сфере инновационной деятельности осуществляется для обеспечения соблюдения всеми ее субъектами требований законодательства об инновационной деятельности.

2. Государственный контроль в сфере инновационной деятельности осуществляется:

* а) специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере инновационной деятельности;
* б) Верховной Радой Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления в пределах их полномочий;
* в) по определенным статьям раздела V настоящего Закона особенностей налогообложения – Государственной налоговой администрацией Украины.

Раздел III - Правовой режим инновационных проектов, продуктов и продукции, инновационных предприятий и государственная регистрация инновационных проектов

Статья 12. Инновационный проект

1. Инновационным признается проект, которым предусматриваются разработка, производство и реализация инновационного продукта и (или) инновационной продукции, соответствующих требованиям статей 14 и 15 настоящего Закона.

2. Предусмотренная настоящим Законом государственная поддержка реализации инновационного проекта оказывается при условии его государственной регистрации.

3. Государственная регистрация инновационного проекта осуществляется по инициативе субъекта инновационной деятельности в соответствии с положениями статьи 13 настоящего Закона.

Статья 13. Государственная регистрация инновационных проектов

1. Государственная регистрация инновационных проектов осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

2. Государственную регистрацию инновационных проектов осуществляет, по представлению субъектов инновационной деятельности, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере инновационной деятельности. Этот орган ведет Государственный реестр инновационных проектов.

3. Необходимым условием занесения проекта в Государственный реестр инновационных проектов является его квалификация. Для квалификации инновационных проектов специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере инновационной деятельности определяет отдельное подразделение (далее – Учреждение).

4. Учреждение может иметь региональные отделения в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

5. Учреждение для квалификации инновационных проектов организует проведение экспертизы принятых к рассмотрению проектов. Экспертиза при квалификации инновационных проектов выполняется за счет средств субъектов инновационной деятельности, заявляющих проекты на государственную регистрацию, и в соответствии с Законом Украины "О научной и научно-технической экспертизе".

6. Проекты, признанные по результатам экспертизы инновационными, заносятся специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере инновационной деятельности в Государственный реестр инновационных проектов.

Инновационные проекты по приоритетным направлениям инновационной деятельности, утвержденным Верховной Радой Украины, признаются Учреждением приоритетными инновационными проектами.

7. Информация о занесении инновационного проекта в Государственный реестр инновационных проектов публикуется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере инновационной деятельности в его бюллетене.

8. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере инновационной деятельности выдает субъекту инновационной деятельности свидетельство о государственной регистрации инновационного проекта. Форма свидетельства утверждается Кабинетом Министров Украины.

9. Свидетельство о государственной регистрации инновационного проекта является действительным в течение семи лет с даты его выдачи. По истечении этого срока государственная регистрация инновационного проекта и соответствующая запись в Государственном реестре инновационных проектов аннулируются. Информация об этом публикуется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере инновационной деятельности в его бюллетене.

10. Государственная регистрация инновационного проекта не предусматривает каких бы то ни было обязательств по бюджетному кредитованию его выполнения либо иной государственной финансовой поддержки.

11. Срок рассмотрения Учреждением проекта, представленного для государственной регистрации в качестве инновационного, не должен превышать шести месяцев с даты его принятия.

12. Особенности экспертизы и государственной регистрации инновационных проектов, на которые распространяются положения Закона Украины "О государственной тайне", определяются специальным Положением.

13. В случае несогласия субъекта инновационной деятельности либо любого другого физического или юридического лица с решением о квалификации инновационного проекта и (или) с его государственной регистрацией эти акты могут быть обжалованы в суд (хозяйственный суд).

14. Учреждение несет ответственность за полноту и достоверность экспертизы и за сохранение конфиденциальной информации, связанной с инновационными проектами.

15. Неправомерные квалификация и государственная регистрация проекта как инновационного влекут ответственность согласно закону.

16. Правонарушениями при квалификации и государственной регистрации инновационных проектов считаются:

* а) принятие решения о квалификации инновационного проекта и его государственной регистрации без проведения экспертизы;
* б) фальсификация заключений экспертизы;
* в) совершение действий, препятствующих проведению экспертизы;
* г) умышленное принуждение или создание для экспертов или экспертных комиссий обстоятельств, обусловливающих необъективное проведение экспертизы;
* д) преследование экспертов за подготовленные ими заключения, неблагоприятные для того либо иного лица или организации;
* е) привлечение к экспертизе должностных лиц и специалистов, непосредственно заинтересованных в результатах экспертизы;
* ж) разглашение конфиденциальной информации, связанной с рассматриваемыми инновационными проектами.

Статья 14. Инновационный продукт

1. Инновационный продукт является результатом выполнения инновационного проекта и научно-исследовательской и (или) опытно-конструкторской разработкой новой технологии (в том числе – информационной) или продукции с изготовлением экспериментального образца либо опытной партии и соответствует следующим требованиям:

а) он является реализацией (внедрением) объекта интеллектуальной собственности (изобретения, полезной модели, промышленного образца, топографии интегральной микросхемы, селекционного достижения и т. п.), на которые производитель продукта имеет государственные охранные документы (патенты, свидетельства) или полученные от владельцев этих объектов интеллектуальной собственности лицензии, или реализацией (внедрением) открытий. При этом использованный объект интеллектуальной собственности должен быть определяющим для данного продукта;

б) разработка продукта повышает отечественный научно-технический и технологический уровень;

в) в Украине этот продукт произведен (будет произведен) впервые, или если не впервые, то по сравнению с другим аналогичным продуктом, представленным на рынке, он является конкурентоспособным и имеет существенно более высокие технико-экономические показатели.

2. Решение о квалификации продукта инновационным принимает Учреждение или его региональное отделение по результатам экспертизы.

Статья 15. Инновационная продукция

1. Инновационной может быть признана продукция, соответствующая следующим требованиям:

* а) она является результатом выполнения инновационного проекта;
* б) такая продукция производится (будет произведена) в Украине впервые, или если не впервые, то по сравнению с другой аналогичной продукцией, представленной на рынке, является конкурентоспособной и имеет существенно более высокие технико-экономические показатели.

2. Инновационная продукция может быть результатом тиражирования или применения инновационного продукта.

3. Инновационной продукцией может быть признан инновационный продукт, если он не предназначен для тиражирования.

4. Решение о квалификации продукции инновационной принимает Учреждение или его региональное отделение по результатам экспертизы.

Статья 16. Инновационные предприятия

1. Инновационным предприятием признается предприятие (объединение предприятий) любой формы собственности, если более 70 процентов объема его продукции (в денежном измерении) за отчетный налоговый период являются инновационные продукты и (или) инновационная продукция.

2. Инновационное предприятие может функционировать в виде инновационного центра, бизнес-инкубатора, технополиса, технопарка и т.п.

3. Статус предприятия как инновационного дает ему право на льготы, определенные частями четвертой и пятой статьи 21 настоящего Закона. Налогообложение инновационного предприятия при реализации им инновационных проектов осуществляется на тех же условиях, что и всех других субъектов инновационной деятельности, определенных частями первой, второй и третьей статьи 21 настоящего Закона.

Раздел IV - Финансовая поддержка инновационной деятельности

Статья 17. Виды финансовой поддержки инновационной деятельности

1. Субъектам инновационной деятельности для выполнения ими инновационных проектов может быть оказана финансовая поддержка путем:

* а) полного беспроцентного кредитования (на условиях инфляционной индексации) приоритетных инновационных проектов за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов;
* б) частичного (до 50%) беспроцентного кредитования (на условиях инфляционной индексации) инновационных проектов за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов при условии привлечения к финансированию проекта остальных необходимых средств исполнителя проекта и (или) других субъектов инновационной деятельности;
* в) полной или частичной компенсации (за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов) процентов, уплачиваемых субъектами инновационной деятельности коммерческим банкам и другим финансово-кредитным учреждениям за кредитование инновационных проектов;
* г) предоставления государственных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим кредитование приоритетных инновационных проектов;
* д) имущественного страхования реализации инновационных проектов у страховщиков в соответствии с Законом Украины "О страховании".

2. Финансовая поддержка инновационной деятельности за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов оказывается в пределах средств, предусмотренных соответствующими бюджетами.

Статья 18. Источники финансирования инновационной деятельности

1. Источниками финансовой поддержки инновационной деятельности являются:

* а) средства Государственного бюджета Украины;
* б) средства местных бюджетов и средства бюджета Автономной Республики Крым;
* в) собственные средства специализированных государственных и коммунальных инновационных финансово-кредитных учреждений;
* г) собственные или заимствованные средства субъектов инновационной деятельности;
* д) средства (инвестиции) любых физических и юридических лиц;
* е) другие источники, не запрещенные законодательством Украины.

Статья 19. Государственные инновационные финансово-кредитные учреждения

1. Для осуществления финансовой поддержки инновационной деятельности субъектов хозяйствования различных форм собственности Кабинет Министров Украины по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере инновационной деятельности создает специализированные государственные небанковские инновационные финансово-кредитные учреждения.

2. Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение подчиняется специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти в сфере инновационной деятельности и действует на основе Положения (Устава), утверждаемого Кабинетом Министров Украины.

3. Средства Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения формируются за счет средств Государственного бюджета Украины, определенных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, привлеченных согласно действующему законодательству отечественных и иностранных инвестиций юридических и физических лиц, добровольных взносов юридических и физических лиц, от собственной или совместной финансово-хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законодательством Украины.

4. Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение за счет средств Государственного бюджета Украины может оказывать субъектам инновационной деятельности для реализации ими инновационных проектов финансовую поддержку, виды которой предусмотрены статьей 17 настоящего Закона.

Средства от возврата выданных Государственным инновационным финансово-кредитным учреждением субъектам инновационной деятельности кредитов за счет средств Государственного бюджета Украины зачисляются в специальный фонд Государственного бюджета Украины и используются для оказания финансовой инновационной поддержки, если законом о Государственном бюджете Украины не установлено иное.

Средства Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения, полученные им из бюджета Автономной Республики Крым или из областных и районных бюджетов в соответствии с абзацем шестым части первой статьи 10 настоящего Закона, расходуются им исключительно для финансирования соответствующих региональных или местных инновационных программ и проектов.

Средства Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения, формируемые за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, от собственной или совместной финансово-хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законодательством Украины, могут расходоваться им как на все перечисленные в статье 17 настоящего Закона виды инвестирования инновационной деятельности, так и на другие виды инвестирования, предусмотренные Положением (Уставом).

5. Для получения финансовой поддержки субъекты инновационной деятельности, инновационные проекты которых занесены в Государственный реестр инновационных проектов, представляют в Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение (его региональные отделения) инновационные проекты и все необходимые документы, перечень которых определяется им.

6. Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение организует на конкурсной основе в порядке, определяемом специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере инновационной деятельности, отбор инновационных проектов для их финансовой поддержки. Конкурсные отборы инновационных проектов осуществляются на принципах прозрачности, открытости, гласности.

7. Субъект инновационной деятельности, инновационный проект которого прошел конкурсный отбор, в зависимости от установленного конкурсной процедурой рейтинга может получить от Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения один или несколько предусмотренных статьей 17 настоящего Закона видов финансовой поддержки.

8. Финансовая поддержка Государственным инновационным финансово-кредитным учреждением инновационных проектов путем предоставления кредитов либо передачи имущества в лизинг осуществляется при условии наличия гарантий возврата средств в виде залога имущества, договора страхования, банковской гарантии, договора поручительства и т. п.

9. Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение осуществляет сопровождение реализации инновационных проектов, им финансируемых, и контролирует целевое использование субъектами инновационной деятельности предоставленных им средств.

10. Финансовая поддержка реализации инновационных проектов может оказываться Государственным инновационным финансово-кредитным учреждением в форме последовательных траншей по результатам контроля хода выполнения проектов.

11. Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение представляет в средствах массовой информации ежегодный отчет о финансировании им инновационных проектов и результатов их выполнения, а также периодически информирует общественность о:

* результатах конкурсного отбора инновационных проектов для государственной финансовой поддержки и виде оказанной финансовой поддержки;
* результатах контроля выполнения финансируемых инновационных проектов;
* завершенных инновационных проектах и проектах, которым продлены сроки их реализации с указанием причин;
* возврате ранее предоставленных кредитов.

Информирование об инновационных проектах, на которые распространяются положения Закона Украины "О государственной тайне", осуществляется с учетом настоящего Закона.

Статья 20. Коммунальные инновационные финансово-кредитные учреждения

1. Для осуществления финансовой поддержки местных инновационных программ органы местного самоуправления могут создавать коммунальные специализированные небанковские инновационные финансово-кредитные учреждения и подчинять их исполнительным органам местного самоуправления.

2. Коммунальные инновационные финансово-кредитные учреждения действуют на основе положений (уставов) о них, разрабатываемых и утверждаемых органами местного самоуправления.

3. Средства коммунального инновационного финансово-кредитного учреждения формируются за счет средств соответствующего местного бюджета, привлеченных отечественных и иностранных инвестиций юридических и физических лиц, добровольных взносов юридических и физических лиц, собственной или совместной финансово-хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законодательством Украины.

4. Коммунальное инновационное финансово-кредитное учреждение за счет средств соответствующего местного бюджета может оказывать субъектам инновационной деятельности для реализации ими инновационных проектов финансовую поддержку, виды которой предусмотрены статьей 17 настоящего Закона.

Средства коммунального инновационного финансово-кредитного учреждения, формируемые за счет привлеченных отечественных и иностранных инвестиций физических и юридических лиц, добровольных взносов юридических и физических лиц, от собственной или совместной финансово-хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законодательством Украины, могут расходоваться им как на все перечисленные в статье 17 настоящего Закона виды инвестирования инновационной деятельности, так и на другие виды инвестирования, предусмотренные Положением (Уставом).

5. Для получения финансовой поддержки субъекты инновационной деятельности, инновационные проекты которых занесены в Государственный реестр инновационных проектов, представляют в коммунальное инновационное финансово-кредитное учреждение инновационные проекты и все необходимые документы, перечень которых определяется этим учреждением.

6. Коммунальное инновационное финансово-кредитное учреждение организует конкурсный отбор инновационных проектов для их финансовой поддержки. Конкурсные отборы инновационных проектов осуществляются на принципах прозрачности, открытости, гласности.

7. Субъект инновационной деятельности, инновационный проект которого прошел конкурсный отбор, в зависимости от установленного конкурсной процедурой рейтинга может получить от коммунального инновационного финансово-кредитного учреждения один или несколько предусмотренных статьей 17 настоящего Закона видов финансовой поддержки.

8. Финансовая поддержка коммунальным инновационным финансово-кредитным учреждением инновационных проектов путем предоставления кредитов или передачи имущества в лизинг осуществляется при условии наличия гарантий возврата средств в виде залога имущества, договора страхования, банковской гарантии, договора поручительства и т. п.

9. Коммунальное инновационное финансово-кредитное учреждение осуществляет сопровождение реализации инновационных проектов, им финансируемых, и контролирует целевое использование субъектами инновационной деятельности предоставленных им средств.

10. Финансовая поддержка реализации инновационных проектов может оказываться коммунальным инновационным финансово-кредитным учреждением в форме последовательных траншей по результатам контроля хода выполнения проектов.

11. Коммунальное инновационное финансово-кредитное учреждение представляет в местных средствах массовой информации ежегодный отчет о профинансированных им инновационных проектах и результатах их выполнения, а также периодически информирует общественность о:

* результатах конкурсного отбора инновационных проектов для финансовой поддержки и виде оказанной финансовой поддержки;
* результатах контроля выполнения финансируемых инновационных проектов;
* завершенных инновационных проектах и проектах, которым продлены сроки их реализации с указанием причин;
* возврате ранее предоставленных кредитов. Информирование об инновационных проектах, на которые распространяются положения Закона Украины «О государственной тайне», осуществляется с учетом настоящего Закона.

Раздел V - Особенности в налогообложении и таможенном регулировании инновационной деятельности

Статья 21. Особенности в налогообложении инновационной деятельности

1. В течение срока действия свидетельства о государственной регистрации инновационного проекта и при условии, что выполнение проекта начато не позднее восемнадцати месяцев с даты его государственной регистрации, налогообложение объектов инновационной деятельности осуществляется в порядке, по которому 50 процентов налога на добавленную стоимость по операциям с продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), связанным с выполнением инновационных проектов, и 50 процентов налога на прибыль, полученную от выполнения этих проектов, остаются в распоряжении плательщика налогов, зачисляются на его специальный счет и используются им исключительно на финансирование инновационной, научно-технической деятельности и расширение собственных научно-технологических и опытно-экспериментальных баз.

2. Определенное частью первой настоящей статьи льготное налогообложение реализуется при условии, что субъект инновационной деятельности о начале реализации инновационного проекта в месячный срок уведомляет соответствующий орган Государственной налоговой администрации и по всем хозяйственным операциям, связанным с выполнением инновационного проекта, ведет отдельный бухгалтерский учет.

3. Средства в размере 50 процентов налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, которые остаются в распоряжении плательщика налогов согласно положениям части первой настоящей статьи и не использованы в течение срока льготного налогообложения и двенадцати месяцев после него, подлежат зачислению в Государственный бюджет Украины.

4. Инновационным предприятиям разрешается ускоренная амортизация основных фондов и устанавливается ежегодная двадцатипроцентная норма ускоренной амортизации основных фондов группы 3. При этом амортизация основных фондов группы 3 проводится до достижения балансовой стоимостью группы нулевого значения.

5. Инновационные предприятия уплачивают земельный налог по ставке в размере 50 процентов действующей ставки налогообложения.

Статья 22. Особенности таможенного регулирования инновационной деятельности

1. Необходимые для выполнения приоритетного инновационного проекта, предусматривающего выпуск инновационного продукта, относительно которого принято постановление Кабинета Министров Украины о его особой важности, сырье, оснащение, оборудование, комплектующие и другие товары (кроме подакцизных товаров), которые не производятся в Украине или производятся, но не соответствуют требованиям проекта, при ввозе в Украину в течение срока действия свидетельства о государственной регистрации инновационного проекта освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.

Номенклатура и объемы ввоза сырья, материалов, оснащения, оборудования, комплектующих и других товаров должны быть определены в инновационном проекте перед его государственной регистрацией.

2. При использовании сырья, материалов, оснащения, оборудования, комплектующих и других товаров, ввезенных в Украину без уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость согласно положениям части первой настоящей статьи, не для потребностей выполнения инновационного проекта ввозная таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость уплачиваются в бюджет в полном объеме.

При этом плательщик налога обязан увеличить налоговые обязательства по результатам налогового периода, в котором произошло такое нарушение, на сумму ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, которые должны были быть уплачены при ввозе на таможенную территорию таких товаров, а также уплатить пеню, начисленную на сумму налогов, исходя из 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на день увеличения налогового обязательства, за период их нецелевого использования.

3. Субъекты хозяйствования, таможенное регулирование деятельности которых осуществляется согласно положениям части первой настоящей статьи, ежеквартально составляют и представляют в органы таможенной службы по своему местонахождению отчеты об использовании ввезенных ими сырья, материалов, оснащения, оборудования, комплектующих и других товаров.
Раздел VI - Международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности
Статья 23. Международные договоры о сотрудничестве в сфере инновационной деятельности

1. Если международными договорами, участником которых является Украина и согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Украины в сфере инновационной деятельности, применяются правила международных договоров.

Раздел VII - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме части третьей статьи 16, статей 21 и 22, которые вступают в силу с 1 января 2003 года. Предусмотренные пунктом 3 раздела VII "Заключительные положения" изменения в законы Украины вступают в силу с 1 января 2003 года.

2. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом и представить Верховной Раде Украины предложения о внесении соответствующих изменений в законы Украины.

3. Внести следующие изменения в законы Украины:

1) часть вторую статьи 11 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г., №47, ст. 646) после слов "нуждающихся в социальной защите" дополнить словами "реализации инновационных проектов";

2) в Законе Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (Ведомости Верховной Рады Украины. 1997 г., № 27, ст. 181; 1998 г., № 10, ст. 35, № 18, ст. 94; 1999 г., № 15, ст. 83, № 18, ст. 140, № 32, ст. 264, № 38, ст. 352, № 39, ст. 356; 2000 г., № 2, ст. 16, № 10, ст. 78, № 25, ст. 197, № 26, ст. 209, № 32, ст. 260, № 35, ст. 283; 2001 г., № 7, ст. 36, № 20, ст. 96, № 23, ст. 114; 2002 г., № 5, ст. 31):

* подпункт 4.2.14 пункта 4.2 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"4.2.14. Денежные средства, предоставляемые плательщику налога – субъекту инновационной деятельности специализированными государственными и коммунальными инновационными финансово-кредитными учреждениями в соответствии с Законом Украины "Об инновационной деятельности" и в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины";

* пункт 7.14 статьи 7 изложить в следующей редакции:

"7.14. Налогообложение прибыли субъектов инновационной деятельности при реализации ими инновационных проектов, занесенных в Государственный реестр инновационных проектов, осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины "Об инновационной деятельности";

* пункт 22.5 статьи 22 дополнить абзацем следующего содержания:

"Установить, что уплата налога на прибыль плательщиками налога – субъектами инновационной деятельности и амортизация их основных фондов осуществляются с учетом особенностей, установленных Законом Украины "Об инновационной деятельности";

3) пункт 11.12 статьи 11 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., № 21, ст. 156, № 51, ст. 305; 1999 г., № 15, ст. 83, № 18, ст. 140, № 32, ст. 264, № 38, ст. 352, № 39, ст. 356; 2000 г., № 2, ст. 16, № 10, ст. 78, № 25, ст. 197, № 26, ст. 209, № 32, ст. 260, № 35, ст. 283, № 38, ст. 318; 2001 г., № 7, ст. 36, № 20, ст. 96, № 23, ст. 114; 2002 г., № 5, ст. 31, № 33, ст. 238) дополнить абзацем следующего содержания:

"Установить, что уплата налога на добавленную стоимость плательщиками налога – субъектами инновационной деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины "Об инновационной деятельности";

4) часть первую статьи 12 Закона Украины "О плате за землю" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1996 г., №45, ст. 238; 1997 г., №47, ст. 294; 1999 г., №15, ст. 83, №18, ст. 140, № 32, ст. 264, № 38, ст. 352, № 39, ст. 356; 2000 г., № 2, ст. 16, № 3, ст. 20, № 22, ст. 172, № 32, ст. 260, № 43, ст. 363, № 45, ст. 375, № 48, ст. 406; 2001 г., № 7, ст. 36, №11, ст. 46, № 15, ст. 74, № 20, ст. 96, № 50, ст. 261; 2002 г., № 9, ст. 68, № 30, ст. 205) дополнить пунктом 24 следующего содержания:

"24) инновационные предприятия уплачивают земельный налог с учетом особенностей, установленных Законом Украины "Об инновационной деятельности";

5) статью 19 Закона Украины "О Едином таможенном тарифе" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., № 19, ст. 259; 1996 г., №41, ст. 192; 1999 г., №31, ст. 253; 2000 г., № 3, ст. 20, № 21, ст. 163, № 35, ст. 283, № 38, ст. 318, № 48, ст. 406; 2001 г., № 11, ст. 46, № 30, ст. 143, № 50, ст. 261; 2002 г., № 5, ст. 31, ст. 34, № 11, ст. 81, № 33, ст. 238) дополнить пунктом "у" следующего содержания:

"у) необходимые для выполнения приоритетных инновационных проектов, по которым приняты постановления Кабинета Министров Украины об их особой важности, сырье, оснащение, оборудование, комплектующие и другие товары (кроме подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Украины в соответствии с Законом Украины "Об инновационной деятельности".

 

Президент Украины Л.Кучма

г.Киев, 4 июля 2002 года

№ 40-IV

Контакты

Свяжитесь со мной!