У собственников миллионных и миллиардных бизнесов проблемы особые. Большие состояния непросто заработать, но еще труднее сохранить и грамотно передать наследникам. Во всем мире семейным бизнесам в этом успешно помогают family offices (семейные офисы).Что это за организации и насколько они востребованы Украине – вы узнаете в нашей статье.
Немного истории
О том, как стать миллионером, написано много книг. А вот о том, как потом сохранить семейное благосостояние, приумножить и не растерять через поколения, никто почему-то не пишет. Это напоминает ситуацию со сказками, в которых все заканчивается свадьбой главных героев, а что происходит с героями дальше – никого не интересует.
Первые миллионеры появились в США в девятнадцатом веке. Имена Корнелиуса Вандербильта, Эндрю Карнеги, Джона Рокфеллера и Джона Моргана ассоциируются с огромными капиталами. Но не все знают, что среди потомков Вандербильта уже нет ни одного миллионера, а Карнеги не оставил своим наследникам почти ничего, истратив все средства на благотворительность.
Одно из правил сохранения семейного капитала Джона Рокфеллера гласит:благосостояние семьи требует отдельного управления. На то существуют разные причины. Развитие бизнеса и управление финансами – два разных навыка. Отношения внутри семьи и внутри корпорации строятся и развиваются тоже по разным правилам.
Первым семейным офисом считается The House of Morgan. Он был учрежден в 1838 году Джоном Морганом, основателемсегодняшних финансовых гигантов JP Morgan и Morgan Stanley.Джон Рокфеллер основал свой семейный офис в 1882 году. Общими целями учреждения семейных офисов были профессиональное управление различными семейными бизнесами и инвестиционными активами.
«Ротшильды шли годами к выбору тех, кто будет заниматься активами их семьи или представлять их интересы. В 2010 году Ротшильды впервые отказались от 200-летней традиции и доверили управление инвестиционным банком NM Rothschild не сыну Давида Рене, как все ожидали, а человеку не из родни. Правда, и не со стороны – к тому моменту Найджел Хиггинс трудился на семью уже четверть века» - к.ю.н., адвокат Елена Поспелова
Виды семейных офисов
Исторически возникли и существуют два вида семейных офисов: single family office и multi family office. Single family office обслуживает только одну семью. Чаще всего такой семейный офис самой семьей и создается, как это было в случае Морганов и Рокфеллеров. Отдельным подвидом односемейного офиса называют Embedded Family Office (EFO) или встроенный семейный офис. Это семейный офис без отдельной организационной структуры. Руководит таким семейным офисом обычно главный финансовый директор (CFO) семейного бизнеса со своими сотрудниками.
Только очень богатые семьи могут позволить себе содержание отдельного семейного офиса. Чтобы выделить на функционирование single family office приблизительно 1 млн. долларов США, размер семейного капитала должен составлять не менее 50 млн. долларов США.
Семейные офисы, изначально созданные для одной семьи, сами часто превращаются в отдельный вид семейного бизнеса. Тот же семейный офис Рокфеллеров сегодня управляет активами других состоятельных семей и различных организаций на общую сумму в 43,1 млрд.долларов США.
Multi family офисы обслуживают несколько состоятельных семей. Они бывают разного размера и могут работать на разное число семей – от двух до ста и более. Стать клиентом такого семейного офиса можно, как правило, обладая лишь определенным размером семейного капитала.
Количество мультисемейных офисов растет. Это вызвано прежде всего их сильными сторонами:
- расходы на содержание мультисемейного офиса делятся на нескольких клиентов, что делает его услуги более доступными по цене;
- мультисемейный офис сотрудничает с банками и другими организациями на особых условиях, которые не доступны единичному клиенту;
- односемейный офис часто не переживает своего учредителя, потому что слишком настроен только на его нужды и предпочтения;
- мультисемейные офисы обладают большей финансовой устойчивостью, так как не зависят от успешности бизнеса только одной семьи.
«Следующие год-два могут стать переломными для украинских владельцев больших капиталов. Мы стремительно движемся к законодательству о контролируемых иностранных компаниях, обмену финансовой информацией и контролю расходов. Задуматься о персональном финансовом планировании стоит уже сейчас, потому что потом цена будет выше. Меня радует только одно – что в эпоху таких радикальных изменений законодательства повыситься спрос на действительно хороших налоговых консультантов. А multifamily офисы могут стать компаниями, которые соберут таких консультантов и предоставят узкоспециализированную юридическую помощь в управлении частными и корпоративными капиталами» – считает Наталья Радченко, партнер Юридической компании Legal House.
Какие услуги семейного офиса особенно востребованы?
Семейные офисы так же разнообразны, как и предоставляемый ими спектр услуг. Семейный офис поможет:
- сохранить и приумножить семейный капитал;
- передать семейный капитал по наследству;
- провести аудит рисков;
- выбрать и будет сопровождать инвестиционные проекты, управление активами семьи;
- организовать благотворительную деятельность;
- в вопросах налогов, личных и корпоративных финансов;
- в ведении отчетности;
- в защите бизнеса и информации;
- в приобретении предметов роскоши (яхт, самолетов, недвижимости, лошадей, предметов искусства).
Некоторые семейные офисы предоставляют даже услуги личного ассистента или консьерж сервиса. Сотрудники такого офиса помогут в получении визы, подборе персонала или организации банкета.
Почему именно семейные офисы
В семейном офисе собирается команда специалистов высокого уровня. Это юристы, финансисты, бухгалтеры, аналитики. Для богатых семей такая командная работа намного удобнее и эффективнее, чем получение отдельных услуг у разрозненных организаций и экспертов. Семейный офис в своей работе учитывает особенности семейных бизнесов, количество, возраст и предпочтения каждого члена семьи. При этом уровень доверия и конфиденциальности порядком выше, ведь вся информация не выходит за пределы практически родственной структуры.
К.ю.н, адвокат Елена Поспелова констатирует, что украинские бизнесмены разделяют юристов бизнеса и юристов семьи. Единицы, которые вышли из бизнеса - стали доверенными по вопросам налогового планирования семьи или наследования. Подавляющее большинство крупных состояний - это капиталы первого поколения. И, по словам Елены, финансовая культура, на сегодня, только начинает своё развитие.
Полноценно функционирующий family office способен выстроить стратегию развития и и успеха семьи, администрировать и реализовывать эту стратегию. Family office замыкает в себе поиск нужных для семьи решений и организацию процессов банковских услуг, инвестиций, сопровождения и структурирования бизнеса, юридической защиты, налогового планирования, наследования, страхования, консьерж услуг» - таково мнение Дмитрия Кононца, управляющего партнера компании 1st Family Office.
Будущее семейных офисов
Согласно анализу, проведенному компанией Baldwin Bell Green, занимающейся стратегическим планированием, семейное богатство среди 1% самых богатых людей в мире выросло с 12 трлн долларов США в 1970 году до 92 трлн долларов США в 2015 году (без учета инфляции). Это почти восьмикратное увеличение общего благосостояния.
Семейные активы в США для самых богатых выросли за этот период в шесть раз, с 3,7 до 21 трлн. По оценкам Baldwin Bell Green, 20 000 семей в мире стоят более 700 миллионов долларов. Большинство семейных офисов расположены в США и Европе. В Швейцарии, например, функционируют около 300-400 семейных офисов.
В Украине и на всем постсоветском пространстве семейные офисы пока что не очень распространенное явление. Однако первичное накопление семейных капиталов уже завершено. Свежее поколение украинских миллионеров и миллиардеров начало задумываться о передаче, сохранении и приумножении своего богатства. Дополнительными стимулами к сотрудничеству больших семейных бизнесов с семейными офисами становятся деофшоризация и политика раскрытия и обмена информацией (CRS).
«Налоговое законодательство Украины и мира существенно меняется. Старые корпоративные структуры требуют срочного пересмотра. Мы часто сталкиваемся с бизнесами, которые в свое время зарегистрировали десятки компаний, а сейчас эти компании просто мешают вести бизнес, потому что создают одни проблемы. Задачи долгосрочного налогового планирования могут решать компании, построенные по модели family office. Они могут помочь отсечь все лишнее, как говорил Микеланджело Буонарроти» – говорит Лана Голян, партнер Юридической компании Legal House