Э
Экологическая катастрофа: почему о вреде войны на окружающую среду стоит думать уже сейчас

Экологическая катастрофа: почему о вреде войны на окружающую среду стоит думать уже сейчас

Любой военный конфликт влечет экологические угрозы для населения, которые могут давать о себе знать через много лет, так происходит и во время войны России в Украине

Любой военный конфликт влечет экологические угрозы для населения, которые могут давать о себе знать через много лет. Война, которую развернула россия против Украины, особенно опасна, поскольку в зоне боевых действия оказалось множество индустриальных объектов. Даже если бои ведутся в стороне от них, все равно могут возникнуть новые опасности, такие как разлитое топливо или химические вещества и тяжелые металлы, оставшиеся после отработанного оружия. Многие последствия экологического ущерба могут проявиться только спустя годы после окончания боевых действий — например, канцерогенная пыль и мусор, способные вызвать рак у выживших после артиллерийских обстрелов. Участники ОО "Экодия" только за первый месяц масштабной войны в Украине собрали более сотни преступлений против окружающей среды.

На данный момент, в разгар боевых действий, трудно оценить реальную степень загрязнения, хотя многочисленные сообщения о разбомбленных промышленных предприятиях настораживают. Особенно, когда речь идет о зонах с радиационным риском. Так, российские войска несколько раз обстреляли часть Харьковского физико-технического института, где расположен ядерный исследовательский реактор «Источник нейтронов». 28 марта враг построил временные укрепления и нарушил почвенный покров в загрязненных радиацией районах Зоны отчуждения. Наибольшее беспокойство вызывают действия, которые проводили российские войска в зоне Рыжего леса, впитавшего в себя наибольшую долю радиоактивной пыли после взрыва на ЧАЭС в 1986 г. Захват оккупантами Чернобыльской зоны отчуждения чреват радиационной катастрофой из-за обжига лесов и перелогов с радионуклидами. Только за месяц российского вторжения и оккупации Зоны отчуждения там было обнаружено более 30 очагов крупных возгораний площадью около 10 тыс. га.

Также вызывают беспокойства постоянные вражеские атаки на хранилища нефтепродуктов по всей Украине. Так, 24 марта Россия атаковала нефтебазу в Калиновке Фастовского района Киевской области, 26 марта на территории одного из промышленных предприятий Львова в результате ракетных обстрелов были повреждены топливные резервуары, что вызвало масштабный пожар, который удалось ликвидировать лишь на утро следующего дня. Еще одно крупное воспламенение произошло 28 марта из-за ракетного удара по нефтебазе возле Ровно. 29 марта российские войска разрушили склад горючего военной базы вблизи Староконстантинова в 47 км от Хмельницкого, а 30-го ударили по нефтебазе в Днепре. Кроме того, оккупанты массированно обстреляли Кременчугский НПЗ и окружающие склады горюче-смазочных материалов. Разрушение нефтебаз и большие пожары приводят к токсическому загрязнению атмосферного воздуха, земель и водных ресурсов вредными веществами по всей Украине. К сожалению, такие атаки продолжаются…

По Украине с начала войны по апрель запущено более 1370 ракет, уничтожено около 4000 единиц российской военной техники. Разорванные ракеты и авиабомбы загрязняют грунт и подземные воды химическими веществами и тяжелыми металлами. При детонации ракет и артиллерийских снарядов окисляются окружающие почвы, древесина, конструкции, а также образуется ряд химических соединений — угарный газ, бурый газ, диоксид азота, формальдегид и т.д., большое количество токсичной органики.

Кроме того, существует риск загрязнения водных ресурсов неочищенными сточными водами из Северодонецка, Лисичанска, Рубежного, Попасной и Запорожья из-за повреждения очистных сооружений.

Все вышеперечисленное является опасными отходами. И работа с ними отличается от норм обращения с бытовыми отходами.

Как нужно обращаться с опасными отходами

Существует несколько вариантов обращения с опасными отходами. Наиболее желательным является переработка материалов для какого-либо другого продуктивного использования. Опасные отходы можно перерабатывать химическими, термическими, биологическими и физическими методами.

Химические методы включают ионный обмен, осаждение, окисление и восстановление, а также нейтрализацию. К термическим относят высокотемпературное сжигание, которое не только обезвреживает некоторые органические отходы, но и уничтожает их. Для сжигания отходов в твердой, жидкой или шламовой форме используются специальные виды термического оборудования.

При биологической обработке опасных отходов, материал тщательно смешивается с поверхностным слоем почвы на подходящем участке земли. При этом могут добавляться микробы, которые метаболизируют отходы.

В некоторых случаях используются генно-инженерные виды бактерий.

Физическая обработка нацелена на затвердение или уменьшение объема отходов. В частности, это достигается путем инкапсуляции в бетон, асфальт или пластик, что позволяет получить твердую массу материала, устойчивого к выщелачиванию. Отходы также можно смешивать с известью, летучей золой и водой, чтобы получить твердый цементоподобный продукт.

Опасные отходы, которые не уничтожаются сжиганием или другими химическими процессами, необходимо утилизировать надлежащим образом, например, захоронить. При этом свалки должны быть тщательно сооружены на непроницаемом основании и соответствовать нормативным требованиям. Захоронение опасных твердых отходов регулируется более строго, чем захоронение твердых бытовых отходов. Для работы с жидкими опасными отходами – свои нормы. Один из вариантов их утилизации - закачка в глубокие скважины. Это процедура, при которой жидкие отходы перекачиваются через стальной корпус в пористый слой известняка или песчаника. Применяется высокое давление, чтобы заставить жидкость проникнуть в поры и трещины породы, где она должна постоянно храниться. Зона закачки должна находиться ниже слоя непроницаемой породы или глины, и он может простираться более чем на 0,8 км под поверхностью.

Для очистки сильнозагрязненных почв от нефти могут использовать ультразвук. Эффективность такой очистки может достигать 99,5–99,8%.

В связи с увеличением количества людей, требующих медицинской помощи в Украине из-за боевых действий, увеличится и количество медицинских отходов. Работа с ними специфична. Так, транспортировка производится специальным транспортом с маркировкой, в котором нельзя перевозить иные грузы, кроме медицинских отходов. При их обеззараживании применяются следующие методы:

  • химический (например, обработка хлорсодержащими жидкостями);
  • гидроклавирование (обработка горячим паром под давлением);
  • обработка в печах.

Согласно действующим правилам, одного только обеззараживания недостаточно для того, чтобы медотходы можно было разместить на свалке. Они должны быть обезврежены. Термическое воздействие является единственным решением, обеспечивающим окончательное обезвреживание медицинских и биологических отходов, поскольку только при таком методе гарантированно полное уничтожение патогенных штаммов вирусов с высокой химиорезистентностью. Комплексы централизованного термического обезвреживания медотходов – это высокотехнологичные производства. Тип комплекса в большей степени зависит от необходимой производительности и предполагаемой морфологии отходов.  

Нужно также иметь в виду, что неправильная обработка и удаление медицинских отходов может косвенно создать риски для здоровья. Так, сжигаемые материалы, содержащие хлор или обрабатанные хлором, могут образовывать диоксины и фураны, которые являются канцерогенами для организма человека и связаны с целым рядом неблагоприятных последствий для здоровья. Лишь современные мусоросжигательные печи, функционирующие при 850-1100°C и оснащенные специальным оборудованием для газоочистки, отвечают международным нормам выбросов диоксинов и фуранов.

Мережа комплексів по утилізації небезпечних, медичних та інших відходів за європейськими стандартами

Экологическая катастрофа: почему о вреде войны на окружающую среду стоит думать уже сейчас

В сравнении с довоенным временем, медицинских отходов в Украине увеличилось в десятки раз, утверждают в Bresson Reenergy. Этот проект ищет финансирование для спасения критической экологической ситуации в стране в военное и послевоенное время. За 8 месяцев планируется создать сеть комплексов по утилизации опасных, медицинских и других отходов по европейским стандартам. Технология утилизации включает: доставку отходов спецтранспортом, сортировку и сжигание, обработку и очищение дымовых газов, захоронение безопасной золы на полигоне.

Bresson Reenergy нацелен привлечь 1,49 млн евро. На эти средства, в частности, профинансируют подготовку документации, получение лицензии, строительные работы, оборудование утилизационного комплекса, покупку транспортных средств, техники, инвентаря, а также маркетинг.

По окончанию войны государства неизбежно сталкиваются с проблемами экологии. Попытка просто вывезти все на свалку может создать новые серьезные экориски для окружающей среды. Так что думать о проблеме нужно уже сейчас.

Минэкологии совместно с общественными организациями инициировало сбор информации о преступлениях рф против окружающей среды. Данные можно отправлять на почту ОО "Экодия"[email protected].

Впрочем, с проблемой экологии Украина не должна остаться один на один. По словам исполнительного директора, члена правления Международной благотворительной организации «Экология – Право - Человек» Елены Кравченко, фонды Великобритании и США уже обращаются с предложениями о помощи для борьбы с вредом для экологии, спровоцированным военными действиями.

Также Украину должны подключить к программе ЕС по защите окружающей среды LIFE. Ожидается, что участие поможет нам преодолеть последствия военных действий России на территориях природно-заповедного фонда. В профильном ведомстве надеются совместно восстановить и сохранить природные экосистемы Украины в целом.

Читайте также