За 30 лет профессионального опыта в финансах я работал аудитором, инвестором, налоговым агентом и финансовым консультантом — и был свидетелем влияния финансовой грамотности (или ее отсутствия) на бесчисленное количество взрослых людей всех возрастов.
Обучение детей правильному распоряжению деньгами не должно быть сложным. Вы либо вкладываете усилия и время, либо нет. И если вы это делаете, то лучше начинать раньше, чем позже (согласно исследованию, проведенному в Кембриджском университете в 2013 году, дети уже могут осознавать основные понятия мира денег в возрасте трех лет, а к семи годам их привычки в отношении финансов уже достаточно стабильны).
Как мы учили своих детей распоряжаться деньгами
У нас с женой двое детей, оба младше 14 лет. Как и большинство родителей, мы не хотим, чтобы они страдали от финансовых проблем в будущем. Мы также не хотим, чтобы оказались по уши в долгах или остались без пенсионных накоплений.
Важно, чтобы дети говорили правду или были вежливыми, но не менее важно, чтобы у них было правильное отношение к деньгам: чего они стоят, почему важны и как воспитать в себе умные привычки, которые приведут их к финансовому благополучию.
Чтобы добиться подобного результата, мы постарались сделать обучение весёлым и простым.
1. Мы играем в «Пойдем по магазинам»
Я обнаружил, что мои дети больше вовлечены в учебный процесс, когда он построен в форме игры. «Пойдём по магазинам» — игра, в которую мы играли с ними, когда они посещали дошкольные учреждения.
Для начала мы создали миниатюрный супермаркет в нашей гостиной с игрушечным кассовым аппаратом и игровым набором продуктов, таких как пластиковые фрукты и овощи. В кассовом аппарате имелась цифровая клавиатура, ящик для денег и игрушечные купюры.
После того, как мы с женой развесили цены, один ребенок совершал покупки, а другой занимался продажей. Мы были рядом чтобы помочь и ответить на вопросы. Но в конце концов они стали достаточно опытными, чтобы играть самостоятельно.
Подобный опыт помог развитию их навыков в области счёта основам в области расчёта ресурсов. Это также помогло им чувствовать себя более комфортно в ходе бесед о деньгах.
2. Мы играем в «Сколько это стоит?»
Игра, в которую мы продолжаем играть до сих пор. называется «Сколько это стоит?».
За обеденным столом мы все по очереди выбираем товары или продукты и пытаемся выбрать правильный вариант их цены.
Несколько примеров:
Бутылка с водой: 0,50 долл., 2,50 долл. или 6 долл.?
Билет в кино: 4, 10 или 40 долларов?
Ежемесячный счет за телефон: 12, 100 или 400 долларов?
Новый (базовый) автомобиль: 5000, 35000 или 500000 долларов?
Подобные игры помогают детям понять относительную ценность различных продуктов и услуг.
3. Мы не даем им неограниченное количество денег
Одна из самых больших ошибок, которые по моему опыту делают родители – это давать неограниченное количество денег детям на их прихоти.
Наши дети начали получать карманные деньги каждую неделю, когда им исполнилось шесть лет. Мы давали им 6 долларов в неделю и увеличивали сумму на 1 доллар каждый год, когда они становились старше. Они могли заработать больше, если делали что-то хорошее на этой неделе, например, помогали кому-то или получали хорошую оценку в школе.
Конечно, нет никаких строгих правил относительно того, сколько карманных денег вы должны давать своим детям; это в основном зависит от ваших финансовых возможностей и того, насколько они, по вашему мнению, готовы нести финансовую ответственность.
Последствия предоставления вашим детям неограниченных средств на их прихоти (особенно после того, как они израсходовали все свои карманные деньги) не осознаются большинством родителей до поры до времени.
Такие дети могут выработать привычку полагаться на дополнительные источники денег, которые могут быть довольно обременительными в будущем, например на дорогие кредитные карты с высокими процентными ставками.
4. Мы проводим их через процесс составления бюджета
Самый простой способ научить своих детей составлять бюджеты — делать это вместе.
Например, когда моих детей приглашают на вечеринку по случаю дня рождения, я даю им разумный бюджет и помогаю купить подарок, который остается в пределах их финансовых возможностей (мы с женой предпочитаем делать это на Amazon, потому что это простой способ научить детей делать покупки).
5. Мы показываем им, как заставит деньги работать на них
Когда моя старшая дочь накопила достаточно денег, мы перевели ее деньги из копилки в местный банк.
«Поздравляем! Теперь деньги работают на тебя» — сказал я.
Хотя этот процесс конкретно для вас может иметь смысл, для ребёнка он рискует оказаться слишком абстрактным. Вот почему важно доступно объяснить как их деньги приносят больше денег (пассивный доход) и как эти дополнительные деньги будут продолжать приносить еще больше денег (накапливаться).
Это концепции и навыки, которые будут приносить им пользу всю жизнь.
6. Мы призываем их делать своими деньгами добрые дела
Мы с женой иногда делаем пожертвования благотворительным или некоммерческим организациям. Это служит хорошим примером для наших детей и препятствует росту эгоизма или жадности.
Когда наши дети накапливают достаточно денег, мы вместе просматриваем список благотворительных организаций и предлагаем им выбрать ту, которая поддерживает ценную, по их мнению, миссию.
Это отличный способ научить их делиться, и тому, как деньги — будь то 1 доллар или 10 — могут быть использованы для помощи другим.