Бизнес переживает не лучшие времена. Каждый сектор экономики пытается найти выход из положения. Для стартапов, которые начали испытывать трудности с привлечением венчурных инвесторов и изменением условий финансирования, таким выходом может стать краудфандинг. Но этот инструмент может быть полезен не только венчурной индустрии, но и всему малому и среднему бизнесу.
С миру по нитке
В США и Великобритании малый бизнес активно использует краудфандинг для сбора средств.
Если вы знакомы с миром краудфандинга, то неудивительно, что знаете про Kickstarter. Основанный в 2009 году, Kickstarter был создан, чтобы «помогать воплощать творческие проекты в жизнь». И за короткое время пребывания в бизнесе они достигли этой цели. Kickstarter стал домом для многих впечатляющих проектов, от инновационных умных часов до игровых платформ и «умных» технологий сна. Но одна из самых крутых особенностей Kickstarter — это то, как они позволяют компаниям собирать деньги. Вместо традиционного сбора средств, Kickstarter позволяет предлагать уникальные «привилегии инвестора» в обмен на финансирование. Так, например, если вы решили использовать Kickstarter для финансирования новой кофемашины, которую вы спроектировали, вы бы предложили инвесторам многоуровневые льготы — от рукописной карты «Спасибо» до самой кофемашины из ограниченной версии.
Основанная за год до Kickstarter в 2008 году, Indiegogo собрала более $1 млрд. из более чем 11 миллионов взносов, и они растут. Самое замечательное в Indiegogo, что они действительно не имеют одну конкретную специальность. Kickstarter отлично подходит для новых изобретений, GoFundMe отлично подходит для личной и благотворительной поддержки, а Indiegogo отлично подходит для любой идеи.
В США бизнес также ищет финансирование на платформе GoFundMe: она работает с 2010 года и специализируется на сборе средств на чрезвычайные ситуации и благотворительные цели (комиссия платформы — 2,9% от поступлений за обработку и 30 центов за каждое пожертвование). По данным платформы, компании, которые работают с ней в период коронавируса, собирают деньги на арендную плату, зарплату, медицинское страхование и оплату больничных для работников, пострадавших от коронавируса. В приоритете также поддержание и развитие бизнеса после кризиса: подарочные карты со скидкой и бонусы на время, когда бизнес вернется к нормальной жизни. Например, купи сейчас, получи два в течение первой недели после восстановления работы компании.
Краудфандинг в Украине: с миру по доллару - сбор средств
Кроме того, GoFundMe основал Фонд помощи малому бизнесу, чтобы поддержать его в кризис. GoFundMe, Yelp и Intuit QuickBooks обязались пожертвовать на эти цели до $1,5 млн, гранты составят $500.
В Великобритании сбор средств на поддержание работы компаний из сферы услуг идет через платформу Сrowdfunder и программу Pay It Forward. Бизнес перестраивает свою работу на доставку, а клиенты могут сделать донат на получение услуг в будущем. Pay it Forward предоставляет доступ к бесплатному обучению онлайн-продажам, помогает наладить денежный поток и оказывает юридическую поддержку. Платформа Crowdfunder на время кризиса сделала обслуживание бесплатным.
Еще одна платформа — Kiva — связывает предпринимателей, которым нужен кредит, с людьми, которые хотят одолжить деньги. Kiva идеально подходит для тех, кого традиционные финансовые институты считают «не подлежащими банковскому обслуживанию», поскольку у них нет залогового обеспечения, кредитной истории или их считают «рискованными» инвестициями.
Как это работает в Украине
Большинство крауд-платформ в Украине выбрали бизнес-модель, когда частные инвесторы финансируют бизнес, которому сложно или невозможно получить кредит в банке. Этот происходит в том числе из-за того, что банки в нашей стране исторически мало интересуются микро- и малым бизнесом.
Второй тип — краудинвестинг — аналог венчурного инвестирования, где вместо венчурного инвестора выступают частные лица. В условиях любого кризиса всегда есть компании, которые растут. Сейчас, например, востребованы е-ком, службы доставки, фудтех проекты, онлайн-обучение. И им тоже нужны деньги для развития, которые можно привлекать в том числе через такие инструменты.
Помимо краудлендинга и краудинвестинга в Украине есть краудфандинговые платформы: Big Idea (Спильнокошт), RazomGo, Na-Starte (прекратила деятельность). Количество зарегистрированных пользователей на украинских крауд-площадках варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч, и люди готовы помогать, если их эмоционально вовлечь в ситуацию. Краудфандинг — это не инвестирование, это rewards. Как правило, в обмен на финансирование, предлагается будущий продукт.
В краудфандинге важно правильно спродюсировать проект. Лучше всего на таких площадках работает, когда предприниматели не просто просят им помочь в сложной ситуации, а рассказывают о нематериальной ценности бизнеса. Взамен помощи тоже лучше предлагать не различные скидочные карты или отложенные бонусы, а быть оригинальнее. Та же кофейня может после карантина, например, устроить игровое обучение для детей: пускай ваш ребенок попробует себя в качестве баристы или приготовит чизкейк.
Чек-лист для привлечения финансирования на крауд-площадке
Выбирать крауд-инструмент нужно, исходя из ситуации в вашей отрасли и бизнесе.
1. Краудлендинг
Для кого: ваш бизнес продолжает работу, но ему нужно дополнительное финансирование. При выборе площадки учитывайте ее особенности: часть площадок финансирует только государственный заказ.
По шагам:
- Регистрация
- Заполнение данных о проекте и компании, загрузка юридических и финансовых документов.
- Получение автоматического решения (либо с вами свяжется менеджер, который уточнит данные по заявке, возможно, запросит дополнительные документы и сообщит о решении через 1-2 дня).
- Сбор средств и подписание документов. Оно проходит онлайн, что особенно актуально в режиме карантина, с помощью электронной цифровой подписи. Кто-то использует так называемые квалифицированные подписи, кто-то простые электронные подписи (подписание через конклюдентные действия на площадке: смс или отправка одного рубля)
2. Краудинвестинг
Для кого: стартапы на стадии Pre Seed, Seed или A. Этот инвестиционный инструмент предполагает, что придется обязательно отдать долю в бизнесе — как и в классическом венчурном инвестировании. Процесс очень похож на краудлендинговый, однако скорее всего потребуется предоставить бизнес-план и быть готовым к due diligence.
По шагам:
- Регистрация
- Заполнение данных о проекте
- Предоставление бизнес-плана
- Due Diligence проекта
- Сбор средств и подписание договора (возможно и оффлайн подписание, обсуждение особых условий экзита для конкретных инвесторов)
3. Краудфандинг
Для кого: бизнес, который сейчас приостановлен и не привлекателен для инвесторов, человек с идеей бизнес-проекта.
По шагам:
- Регистрация
- Создание проекта (помимо цели сбора средств важно указать, что получит взамен донатер)
- Оформление проекта (текстовое описание, презентация, видео)
- Работа с менеджером/куратором проекта. После создания и оформления проекта с вами свяжется представитель площадки, который расскажет все детали и даст дополнительные советы по оформлению.
- Подписание договора с площадкой и сбор средств на проект. Договор заключается не с отдельным инвестором, как при использовании других крауд-инструментов, а с самой краудфандинговой платформой.