В СМИ понятия краудинвестинг и краудфандинг часто используются как синонимы. И, хотя оба понятия определяют одинаковую схему финансирования проекта (так называемое «народное финансирование»), они существенно отличаются в некоторых аспектах.
Давайте посмотрим, чем же они различаются:
Краудинвестинг (краудфандинг с целью приобретения акций, участия в капитале)
Краудинвестинг – это краудфандинг, основанный на акционерном капитале. В этом случае инвестор вкладывает в стартап и претендует на долю прибыли проекта. Инвестор становится акционером стартапа, получает часть прибыли и доход от возможной продажи стартапа в будущем стратегическому инвестору («выход», «exit»).
Мотивации для участия в краудинвестинге бывают разные. Некоторые люди просто хотят поддержать хорошую, по их мнению, идею и ее воплощение в жизнь, другие микроинвестиции имеют финансовую подоплеку, в частности – получение выгоды от продажи компании в будущем.
Проще говоря, обычный человек не мог инвестировать в стартапы на ранних стадиях до появления механизма краудинвестинга. Данный механизм финансирования также позволяет частным инвесторам стать акционерами стартапа посредством внесения маленьких (или больших) инвестиций.
Краудфандинг
В случае с традиционным краудфандингом, инвестор не становится акционером стартапа, но получает взамен символическую награду, например CD-диск или скидку на продукт компании в будущем.
Краудфандингом все еще остается более популярным, чем краудинвестинг только потому, что существует гораздо дольше. Точнее, он существовал всегда.
При краудфиндинге люди кооперируются для финансирования конкретного проекта, обычно социального или связанного с творчеством, который вряд ли бы был реализован без помощи «народного финансирования». В этом случае инвестор даже если и получает какую-то выгоду, то она, зачастую, нематериальна. Таким образом, краудфандинг можно сравнить с благотворительностью. Одни люди помогают другим реализовать проект или идею, движимые альтруизмом.
Если разобраться, то такие известные композиторы, как Моцарт и Бетховен, использовали краудфандиенг для финансирования своих концертов и создания произведений – посредством приоритетных прав, которые позволяли дарителям получить эксклюзивный доступ к их произведениям в качестве вознаграждения.
В начале этого тысячелетия стали очень популярными платформы вроде Artistshare или SellaBand, на которых фанаты могли поддержать своих любимых исполнителей в обмен на их CD или эксклюзивный доступ на концерты.
В США, родине краудфандинга, две платформы – Indiegogo и Kickstarter – помогают искать финансирование молодым копаниям. Проекты по типу Pebble привлекли миллионы долларов на этих платформах, сами доноры зачастую получали образец совместно профинансированного продукта.