Франчайзинг – один из эффективных и менее затратных способов масштабирования для компаний. А также один из действующих и менее рисковых способов создания бизнеса для потенциального предпринимателя.
Сама по себе франшиза – это проверенный временем бизнес, известный среди потребителей бренд, налаженные операционные процессы, помощь с открытием и консультации. Такой набор «преимуществ» стал еще более ценным на фоне карантинных ограничений и их влияния, как на экономику Украины в целом, так и на отдельные виды бизнеса.
По оценке консалтинговой компании MOST, объем украинского рынка франчайзинга оценивается в 1,2 млрд дол. Прирост общего количества франчайзинговых точек на протяжении 2015-2019 гг. составил 325% (в среднем на 65% в год).
На текущий момент, в количественной структуре представленных на рынке франшиз, ТОП -5 направлений формируют общепит, fashion ритейл, образовательные услуги, продуктовый ритейл, а также развлекательные услуги и сфера отдыха.
В основном франшиза имеет три основных платежа – паушальный взнос или стоимость франшизы, которою франчайзи платит за право использования торгового знака и бренда в целом, начальные инвестиции, необходимые для открытия точки, и роялти – регулярный, в основном ежемесячный, платеж, который платится как процент от дохода или как фиксированная сумма.
Когда речь идет о франшизе, нужно понимать, что это практически всегда индивидуальное предложение – сменили город, и размер начальных инвестиций уже другой, купили вторую франшизу в того самого франчазера, и можете получить скидку на паушальный взнос. Индивидуальные скидки могут быть и для франчайзи, которые открывают первую точку в городе.
Не все франшизы могут и изначально иметь паушальные взнос, роялти и рекламные отчисления.
* на основании анализа более 800 украинских франшиз
Если говорить в разрезе отраслей, то паушальный взнос отсутствует в более 70% франшиз в fashion ритейле, более 60% - в ритейле товаров для дома и более 57% - в ритейле косметикой и парфюмерией.
Каждая из ТОП-5 представленных отраслей имеет как свои перспективные направления, в которые можно инвестировать, так и те, с которыми стоит повременить. Например, сфера общественного питания: большой ресторан с высоким порогом начальных инвестиций во времена пандемии и карантинных ограничений на практике может окупаться слишком долго. В то же время небольшая кофейня с интересной концепцией, которая к тому же работает в формате TO GO – будет хорошим вариантом для потенциального бизнесмена, который хочет купить бизнес за $10 тыс.- $15 тыс. В данной сфере нужно тщательно перебирать варианты самых франшиз, обращать внимание на бренд, условия, франчайзинговую поддержку, а также ответственно подходить к выбору локации, поскольку даже самая известная франшиза не будет приносить прибыли, если рядом с точкой не будет интенсивного трафика.
Fashion ритейл. Инвестирование в данное направления имеет довольно много рисков: во время карантинных ограничений магазины одежды практически не работают, а та часть рынка, которая перешла в онлайн, в основном к франчайзи не имеет никакого отношения. Нельзя сказать, что во время пандемии fashion-ритейл не развивался – есть примеры известных отечественных брендов, которые сумели даже открыть несколько франчайзинговых точек.
Стоит учитывать и те особенности, которые сформировались на данном рынке – условно франчайзинговые предложения можно разделить на зарубежные и отечественные. Зарубежные – это представительства в Украине известных международных брендов, для которых самостоятельный выход на рынок является сложным и рисковым решением. Они продают франшизу проверенной и надежной компании на несколько лет, а в дальнейшем, по истечению договора могут просто выкупить франчайзинговую точку. Если же говорить об отечественных франшизах, то здесь не так много действительно качественных предложений – большинство из них малоузнаваемы (что важно для fashion-ритейла), – а после ограничений в работе в 2020-начале 2021 гг. франчайзеры могут и не гарантировать качественной поддержки и окупаемости.
Продуктовый ритейл менее всего подвержен влиянию карантинных ограничений. Тем не менее, за 2020 год на рынке сформировались свои тренды и тенденции, которые рекомендуется учитывать выбирая франшизу: популяризация формата «у дома», интерес к специализированым и крафтовым магазинам, особенно в больших городах, рост доли онлайн продаж, внедрение новых технологических решений в обслуживании клиентов и оплатах. Поэтому более привлекательными вариантами франшиз будут:
- магазины «у дома». Но в данном случае нужно правильно выбрать локацию, чтобы не было прямой конкуренции с большими супермаркетами;
- крафтовые и специализированные магазины известных брендов. Люди готовы купить определенный товар в специализированном магазине, а не в супермаркете, если уверенны в качестве этого товара. Именно бренд может гарантировать узнаваемость и посещаемость;
- супермаркеты. Но здесь нужно учитывать, что размер начальных инвестиции достаточно высок, поэтому окупаемость может быть довольно длительной.
Каталог франшиз в Украине от InVenture
Франчайзинг и лучшие франшизы в Украине в 2021 году по версии InVenture
Отдых и развлечения. Прежде всего стоит отметить, что данная отрасль больше всего пострадала от карантинных ограничений, по сравнению с другими здесь исследуемыми. Так, если магазины одежды и обуви смогли частично перестроится на онлайн сегмент, то предприятия, которые занимаются организацией мероприятий, развлечений и досуга вынуждены были закрыться. Для примера возьмем квест-комнаты, на которые приходится больше всего франшиз в данном сегменте. Большинство сетевых операторов на карантин просто закрыли комнаты, а для того, чтобы минимизировать расходы – начали договорятся с арендаторами касательно льгот. Некоторые пытались настроить онлайн-квесты, но в глобальном масштабе это не сильно помогало. В общем, инвестиции в одну комнату могут превысить 30 тыс. дол., тогда как для успешного бизнеса нужно несколько объектов. Следственно, при таких условиях работы, окупаемость проектов может быть довольно длительной. Более дешевая в плане инвестиций и актуальная альтернатива –- VR-квесты и VR-игры.
Много людей представляют франшизу как «ключ» к решению всех их проблем. Но это не так, ведь франшиза – это бизнес, которые требует много усилий со стороны как франчайзера, так и франчайзи. Никто не застрахован от провала даже с самой перспективной франшизой. Но для того, чтобы в начале хоть немного обезопасить себя, потенциальный франчайзи должен очень тщательно проанализировать все доступные варианты. При выборе франшизы, специалисты MOST рекомендуют обращать внимание на следующие моменты: период развитие франшизы, количество открытых и закрытых точек, а также причины по которым эти точки были закрыты, поддержка франчайзи, наличие стандартов работы и открытия, период окупаемости точек, юридические и финансовые условия франшизы, по возможности, желательно также пообщаться с уже действующими франчайзи.