Перспективы инвестирования в ритейл: куда движется розница?

Перспективы инвестирования в ритейл: куда движется розница?

Тренды и гипотезы развития ритейла сейчас довольно многообразны, мы выделили самые основные, чтобы понять приоритеты для инвестирования

Первый тренд однозначный — покупатели будут уходить в онлайн и с каждым годом всё стремительнее. Этот тренд уже никем не оспаривается: e-grocery растёт очень быстрыми темпами. В первую очередь его подстёгивает то, что у покупателя довольно однообразная продуктовая корзина, состоящая из 60–80 SKU, которую он приобретает почти постоянно; автоматизация покупки в этом смысле — наиболее удобная модель потребления. Магазины из-за оттока покупателей станут меньше в размере, или на их площадях появится другой функционал.

Каким он будет? Очевидным следствием увеличения доли распределённой доставки продуктов в домохозяйства станет переоборудование торговой площади магазинов в дарк-сторы. Очевидно, магазины будут использовать модель дарк-сторов не только для доставки в домохозяйства, но и для продажи товаров в самом магазине по образцам и сбора покупок в дарк-сторе.

Рассмотрим одну из возможных моделей устройства продуктового магазина.

Одна часть магазина занята условно большим складом (в два раза больше, чем торговый зал), из которого идёт доставка в квартиры.

Торговый зал небольшой, в нём представлены образцы товаров. Покупатель в магазине смотрит, сканирует их через мобильное приложение, в итоге они попадают в виртуальную корзину, а в это время на складе магазина сборщик собирает покупателю товары и выносит, как только тот их оплатит; покупатель забирает заказ и уходит.

За счёт большого склада можно увеличить ассортимент, а также увеличить скорость покупки в несколько раз, убрать мерчандайзеров, сократить затраты на отделку, холодильные прилавки, понизить уровень персонала, так как нет касс, нет мерчандайзинга, нет проблем с пустой полкой и многих задач, которые сопутствуют нынешним магазинам.

Борьба за желудок потребителя ведётся не только в ритейле среди себе подобных (фуд-сетей); ещё в этой борьбе участвуют рестораны. Пандемия многих людей сподвигла к покупке готовой еды. Фуд-ритейл уже давно находится на этом поле, занимая нишу готовой еды со своими кулинарными отделами. В то же время рынок ресторанов, которые конкурируют с продуктовыми сетями за потребителя и его кошелёк, стремительно меняется. Изменения в сфере общественного питания в какой-то степени — на руку ритейлерам.

В сегменте ресторанов растёт количество dark-kitchen: по сути, это малые кухни, а иногда и большие, которые не имеют посадочных мест и поставляют еду через сервисы доставки или собственными силами. Такие кухни очень близки к отделам кулинарии в сетевых магазинах.

В это направление в Украине актитвно инвестирует один из крупнейших агрохолдингов Украины МХП, не так давно cеть онлайн-ресторанов Foodz привлекла инвестиции от МХП взамен на 20% в бизнесе.

Рынок доставки готовой еды растёт большими темпами — и время доставки там имеет решающее значение. Dark-kitchen на площадях сетевых супермаркетов и гипермаркетов станут конкурентным преимуществом в борьбе за желудок покупателя. Востребованность готовой еды приведёт к разрастанию собственных производств у ритейла, в том числе и на торговых площадях. Преимущество dark-kitchen — близость к потребителю и наличие уже оборудованных производств.

Среди показательных примеров в секторе доставки еды можно отметить динамику роста эстонской компании Bolt, которая в 2021 года привлекала $713 млн инвестиций в рамках нового инвестиционного раунда и планирует направить на развитие сервиса доставки еды. До этого, в конце 2020 года Bolt закрыла для себя рекордный раунд инвестиций на сумму 150 млн евро.

Ещё один очень важный аспект. Ритейл, вполне возможно, станет распределителем базовых товаров: не продавцом, а именно распределителем. Здесь дело вот в чём. К ритейлу в будущем, а в некоторых странах — и сейчас, начинают предъявлять требования, которые можно назвать институциональными претензиями о социальной справедливости. Вот некоторые из них:

  • чрезмерная централизация, точнее сказать, монополизация каналов дистрибуции;
  • пагубное влияние на экологию: избыток упаковки, утилизация просроченных товаров;
  • чрезмерные площади для торговли, которые занимают общественные пространства;
  • сокращение калорийности продуктов под флагом здорового питания, но в то же время увеличение стоимости и доходов при продаже низкокалорийных продуктов;
  • стимулирование избыточного потребления ритейлом провоцирует излишнюю эксплуатацию плодородного слоя почвы, его эрозию и деградацию окружающей среды и приносит прямой вред здоровью;
    перепроизводство с одной стороны, активно поддерживаемое сетями, а с другой — огромное количество людей голодает или не доедает;
  • есть даже обвинение в том, что использование цифровых инструментов в ритейле для оптимизации поставок направлено не на снижение цены для покупателя, а только на обогащение акционеров, и эти цифровые инструменты в руках государства могут работать так же эффективно, как в частных;
    ещё важен аспект, что данные для работы цифровых алгоритмов собираются с потребителей узкими группами ритейлеров, а должны они принадлежать обществу и всем, кто участвует в цепочки производства продукции. В частности, в Австралии уже звучат голоса о национализации торговых сетей — а лозунгом, под которым продвигается национализация, служит: «Еда — это право человека, а не товар».

На Западе сейчас идёт ревизия всего и вся — ритейл в этом случае не является каким-то исключением. Как видите, слишком уж много претензий у западного общества накапливается к такой нужной отрасли, чтобы хоть часть из этих претензий не реализовалась под давлением. Стоит иметь их в виду при построении стратегии развития.

Чересчур уж социалистические идеи, на первый взгляд, но если очистить всё это от идеологических штампов, то как же это изменит ритейл, если частично реализуется? Будет довольно большая доля базовых товаров, которые станут распределяться в соответствии с социальными потребностями — так называемый «социальный продуктовый минимум». Продукты будут с упаковкой нового типа: в очень простой, только чтобы сохранить качество продуктов, никаких красителей для упаковки — довольно обезличенный базовый продукт. За возможность его распределять ритейлерам дадут возможность торговать продуктами, выходящими за пределы базового социального продуктового минимума. За счёт упрощения упаковки пойдет снижение цены на базовые продукты в целом.

Ещё один тренд, немного связанный с предыдущим. В торговом зале мы видим упаковку и не видим товар, в который упакован продукт. В цифровых каналах мы, наоборот, можем видеть то, что в упаковке (фотографии продуктов, которые заключены внутри упаковки), и останавливать свой выбор именно на том, что мы будем потреблять. Визуальная составляющая упаковки будет постепенно деградировать в сторону только функциональности и поддержания принципов устойчивого развития, так как в цифровом мире у нас появится возможность увидеть продукт до его покупки. Если упаковка станет терять свою функцию рекламы, то реклама переместится на цифровые поверхности в магазине, которые будут транслировать качество и функциональность товара, то есть вместо физической рекламы мы получим в магазине рекламу цифровую.

Активнее будут развиваться поиск в физическом магазине и внутренняя навигация с целью улучшения покупательского опыта. Развитие навигации даст возможность «руководить» маршрутами покупателей.

Важным фокусом цифровизации в продуктовых магазинах станет оптимизация поставок и запасов при помощи ИИ; уверенное внедрение может дать значительный экономический эффект.

В магазинах будет всё больше возможностей для касс самообслуживания и самосканирования товара и затем оплаты.
По мере наступления онлайна традиционные магазины у дома с количеством SKU более 5000 сократят товарную матрицу до 1500–2500 SKU. В эту матрицу будут входить только самые ходовые товары, более сложные товары уйдут в заказ онлайн.

Многие производители постараются выстроить прямые связи с потребителем и дать ему лучшую цену — ритейлерам придётся отвечать на этот вызов. Скорее всего, ответ будет состоять в том, что продуктовый ритейлер начнет расширять свою экосистему, чтобы покупатель чувствовал дополнительную ценность от приобретения продукта, введения бонусов, которыми можно будет расплачиваться внутри экосистемы.

Вместо заключения ещё раз следует выделить возможные тренды изменения физических магазинов:

  • Уменьшение торговой площади.
  • Увеличение складской площади за счёт сокращения торговой.
  • Увеличение доли собственного производства на площадях магазинов.
  • Ритейл получит в обмен на возможность торговать распределение социального продуктового минимума.
  • Изменение упаковки.
  • Создание и развитие поиска в физических магазинах.
  • Оптимизация поставок на основе искусственного интеллекта.
  • Расширение зон для касс самообслуживания.
  • Сокращение количества SKU в магазинах.
  • Расширение экосистемы ритейлера.

Для инвесторов, желающих инвестировать в перспективные ритейл компании в Украине от $1 000 000 в $10 000 000, InVenture может предложить несколько проектов. Для получения информации обращйтесь: 067 713 65 71 / [email protected]  

 

Читайте также