Продать бизнес в Украине: миссия невыполнима?

Продать бизнес в Украине: миссия невыполнима?

Продажа бизнеса – длительный и сложный процесс, который требует больших временных затрат и определенных навыков. Как правильно подойти к этому вопросу?

Продать бизнес в Украине: миссия невыполнима?

Продажа бизнеса – длительный и сложный процесс, который требует больших временных затрат и определенных навыков. Поэтому самый быстрый способ продать бизнес – это воспользоваться услугами профессиональных бизнес брокеров. Ключевым условием успешного сотрудничества предпринимателя и посредника является полная прозрачность о доверительные отношения.

Однако часто на пути попадаются низко квалифицированные брокеры. Такие посредники обещают найти покупателя за месяц, на самом же деле в силу своей некомпетентности и отсутствия системности они не могут достигнуть обещанного результата, а предприниматель теряет время и деньги.

Чтобы этого избежать, мы решили подробно рассказать о том, как должна происходить продажа бизнеса, а также описать основные схемы сотрудничества и оплаты, которые предлагают сегодня украинские бизнес-брокеры.

Как происходит продажа бизнеса?

Процесс продажи бизнеса можно разделить на три основных этапа, каждый из которых состоит из трех подэтапов.

I этап – Подготовка в продаже

  1. Создание описания бизнеса

Зачастую 90% объявлений о продаже бизнеса содержат только 10% необходимой клиенту информации. Поэтому аналитики и брокеры собирают информацию о бизнесе и отрасли, а затем систематизируют ее в форме инвестиционного меморандума или краткого тизера. Параллельно дизайнер верстает презентацию в привлекательной визуальной форме.

  1. Проведение оценки

Нерыночная стоимость предприятия отпугивает покупателей, поэтому важно правильно определить, сколько стоит Ваше предприятие. Обязательно необходимо, чтобы профессиональный оценщик установил реальную стоимость бизнеса. Оценка предприятия проводиться на основании 3 методов: доходного, сравнительного и затратного. Отчет об оценке – серьезный аргумент в переговорах с покупателем.

  1. Реклама объявления о продаже

На этом этапе брокер публикует объявление о продаже бизнеса на специализированных площадках, бесплатных и платных досках объявлений, в деловых СМИ - электронных и печатных). Объявление также размещается в социальных сетях, брокер также проводит рассылку объявления по базе инвесторов. Реклама, выставленного на продажу бизнеса бывает двух видов: открытая (в объявлении указаны название бизнеса, его координаты) и закрытая (бизнес невозможно идентифицировать по информации в объявлении).

II этап – Поиск покупателей

  1. Прием обращений

Бизнес-брокер принимает входящие телефонные звонки, письма на почту и общается с потенциальными покупателями. Брокер анализирует адекватность покупателей, передает им более подробную информацию о предприятии и отсекает неадекватов.

  1. Приватный поиск

Брокер прорабатывает свою базу инвесторов, формирует круг потенциальных покупателей и вступает с ними в переговоры.

  1. Переговоры покупатель-продавец

Посредник организовывает переговоры продавца бизнеса и потенциального покупателя и выступает в роли консультанта - модератора, представляя интересы собственника бизнеса.

III этап – Проведение сделки

  1. Договор купли-продажи

Совместно с юристом брокер составляет договор купли-продажи бизнеса, в который включены следующие разделы: условия покупки, проверка бизнеса, условия внесения аванса (если предполагается), перерегистрация долей юридического лица, переоформление активов, аренда депозитария переоформление договоров аренды / с подрядчиками / с клиентами / с поставщиками и т.д

  1. Проверка бизнеса покупателем

Частью договора купли-продажи бизнеса является пункт о проверке заявленных продавцом данных о бизнесе. Для этого вносится аванс, который затем идет в счет оплаты бизнеса либо возвращается покупателю. Брокер выступает консультантом, пока юрист покупателя совместно с юристом продавца проверяют правильность оформления документов и правдивость указанной о бизнесе информации.

  1. Расчет и перерегистрация прав

Для перерегистрации прав собственности на имущество или юридическое лицо зачастую привлекается независимый регистратор / нотариус. Брокер консультирует продавца об оптимальных и безопасных условиях следки, контролирует исполнение всех пунктов договора купли-продажи бизнеса.

Как продать бизнес быстро?

Можно выделить следующие факторы, которые помогут продать предприятие в течение короткого срока (либо же наоборот максимально усложнят процесс продажи):

Бизнес будет продаваться долго

Бизнес будет продан быстро

Низкая привлекательность бизнеса

Высокая привлекательность бизнеса

Бизнес не подготовлен к продаже

Бизнес готов к продаже

Низкая адекватность продавца

Высокая адекватность продавца

Разногласия собственников

Решение собственников солидарно

Уже размещалась информация о продаже

Информация о продаже еще не публиковалась

Открытая продажа бизнеса

Закрытая продажа бизнеса

Обычный договор с брокером

Эксклюзивный договор с брокером

Брокер только размещает объявления о продаже бизнеса в интернете, фактически выступая в роли маркетолога

Брокер занимается продажей бизнеса «под ключ»

Продавец не определился продавать или нет

Продавец решительно настроен продавать

Завышенная цена бизнеса

Адекватная цена продажи бизнеса

Помимо вышеперечисленных факторов оптимальная схема продажи предприятия зависит также от размера самого бизнеса. Так, брокеру невыгодно заниматься продажей под ключ объектов малого бизнеса, так как на продажу небольшого магазина одежды и крупного ТРЦ будут затрачены одинаковые усилия, а вот заработок брокера будет различаться в разы. Многие брокеры не могут предложить оптимального решения для всех видов бизнеса, так как предпочитают работать только по одной схеме. Например, посредник может заниматься исключительно продажей крупных предприятий. Либо же брокер может только размещать объявления о продаже бизнеса в интернете и выступать в роли в маркетолога.

Стоит отметить, что бизнес брокер InVenture имеет универсальный подход, который позволяет продавать как крупные компании, используя индивидуальный подход, так и небольшие бизнеса с использованием  комплекса маркетинговых инструментов для широкого охвата целевой аудитории инвесторов. Получить подробную информацию можно на странице для соискателей инвестиций.

Читайте также

Обратный звонок
✓ Valid