Война с Россией остро поставила вопрос выживания большей части крупного, среднего и малого бизнеса в Украине. Множество украинских предприятий в условиях войны столкнулись одновременно с широким спектром проблем, ранее с которыми не доводилось иметь дело.
Большинство из них можно свести к следующим:
- Потеря бизнеса в связи с аннексией территорий Украины и соответственно захватом активов.
- Потеря бизнеса и активов из-за их физического разрушения после обстрелов.
- Невозможность ведения бизнеса в связи с его территориальной близостью к линии фронта.
- Выезд ключевых сотрудников из Украины или их перемещение на более безопасные территории.
- Падение покупательного спроса и потеря рынков сбыта, в том числе возможности экспорта продукции в РФ и Беларусь.
- Перебои с доступом к различным важным факторам производства (сырью, электричеству и др).
- Сложности с обеспечением логистики.
В такой ситуации у собственников бизнеса в Украине выбор действий невелик:
- приостановка деятельности или консервация производства;
- перемещение активов в другие регионы или страны;
- привлечение финансирования для восстановления деятельности;
- банкротство и ликвидация предприятий;
- продажа бизнеса или распродажа ликвидных активов.
Сегодня мы наблюдаем как бенефициары крупнейшего бизнеса в Украине безвозвратно теряют капитализацию своих активов. Уже в 2023 году привычный список ТОП-100 богатейших людей Украины существенно изменится. Значительно просядут позиции представителей крупного бизнеса Украины в секторе металлургии, агросекторе, ритейле, строительстве, перерабатывающей и добывающей отраслях. В тоже время, относительно устойчивыми будут позиции бизнесменов в секторе недвижимости, ИТ, в некоторых отраслях сектора услуг. Многие одиозные лица, связанные с российским бизнесом, из-за санкций и национализации активов, и вовсе исчезнут из поля зрения.
Перераспределение сил и «естественный отбор» произойдет также в среднем и мелком бизнесе.
Как известно, самая большая неопределенность для украинского бизнеса отмечалась первые 2-3 месяца войны, после чего собственники начали постепенно искать выходы из ситуации. Однако не всем это удается и по сегодняшний день. Согласно последним социальным исследованиям (по состоянию на октябрь 2022 год): 85% компаний остановили свою деятельность или существенно сократили объемы реализации и только 15% компаний сохранили прежние объемы или несколько увеличили их.
В любом случае, для того чтобы выжить, большинство компаний существенно оптимизирует свои расходы. Например, по сравнению с довоенным уровнем, 42% сотрудников украинских компаний столкнулись с сокращением зарплат, 34% персонала отправлены в отпуска, 33% персонала сокращены.
Сегодня, 70% респондентов отмечают, что основным фактором возобновления бизнеса станет доступ к инвестициям и дешевым кредитам.
Продать бизнес в Украине станет еще сложнее
Продажа бизнеса в Украине и в довоенное время характеризовалась слабой ликвидностью компаний, невысокой конкуренцией за активы и низкой прозрачностью сделок.
Рынок M&A в Украине в сравнении с той же Польшей слабо развит. Объем сделок M&A в Польше в 2021 году составил около $14 млрд против $2,7 млрд в Украине (разница более чем в 5 раз!), по количеству сделок M&A разница также в 3 раза не в пользу Украины.
В условиях войны, задача продажи украинского бизнеса становится еще более сложно разрешимой, но безнадежной. Из собственных наблюдений InVenture, количество желающих и поступающих заявок продать активы или действующий бизнес в военное время выросло в разы, а покупателей стало значительно меньше.
Некоторый спрос появляется на промышленно-складскую недвижимость вследствие релокации предприятий, участки под перевалку с 2 типами жд веток, растениеводческие агрокомпании с земельным банком и животноводство, некоторые сегменты альтернативной энергетики, предприятия пищевой промышленности.
Кто может стать инвестором или покупателем бизнеса в таких условиях?
Несмотря на то, что война негативно отразилась на состоянии большинства собственников бизнеса, некоторые бизнесмены остались относительно устойчивы и продолжают заниматься свои делом.
Среди тех, кто может выступить основной движущей силой по приобретению активов и новых инвестиций в Украине стоит выделить следующие категории:
- Компании, которые распложены в Центральной и Западной части Украины, бизнес которых вопреки войне активно развивался на фоне миграции платёжеспособного спроса.
- Экспортоориентированные предприятия, которые в нынешних условиях находятся в выигрышной позиции.
- Бизнесмены, которые держат свои сбережения преимущественно в cash, кто удачно вышел из активов до кризисов и войны.
- Компании, выпускаемая продукция которых, имеет высокую востребованность во время войны (например, в сфере обороны и обеспечения ВСУ или же товары высокой социальной значимости).
- Иностранные инвесторы, стратегия которых ориентирована высокие риски и скупку активов по стрессовым ценам.
- Ново создающиеся целевые фонды и программы по восстановлению и поддержке предприятий Украины во время войны.
Рынок прямых инвестиций и M&A в Украине 2022: в ожидании окончания войны
InVenture представляет ежегодные результаты исследования развития рынка прямых инвестиций и слияний и поглощений M&A в Украине в 2022 году: отраслевые тренды, крупнейшие сделки M&A, прогноз развития рынка M&A в 2023 году.
Какая мотивация у инвестора купить бизнес сегодня?
В зависимости от профиля инвестора, мотивация покупки бизнеса во время войны может сводится к следующему:
- Купить бизнес или активы по стрессовой цене (существенно ниже себестоимости / ниже рыночной цены), при этим дисконты могут составлять и 30%, и 50% и 70% в зависимости от ситуации и специфики активов.
- Решить вопрос с релокацией бизнеса.
- Поглотить ослабшего конкурента.
- Покупка бизнеса с целью расширения или оптимизации своего основного бизнеса.
- Покупка нового бизнеса в связи с остановкой или потерей прежнего бизнеса, места работы, желанием сменить сферу деятельности.
- Покупка бизнеса / активов с прицелом на поствоенное восстановление экономики, внутреннего спроса.
Как подготовиться к продаже бизнеса увеличить свои шансы найти инвестора?
- Действующий бизнес всегда выглядит более привлекательно нежели приостановленный, поэтому стоит активно заняться антикризисным управлением и оптимизацией для сохранения его жизнедеятельности. Однако нужно трезво смотреть на ситуацию и не плыть по инерции, в некоторых случаях при отсутствии реальных перспектив восстановления, лучше приостановить заведомо убыточное направление бизнеса еще на ранней фазе и отказаться от его субсидирования.
- Необходимо оценить есть ли потенциал для восстановления бизнеса в послевоенное время, возможно в этот период стоит сконцентрировать усилия на поиске стратегического (возможно зарубежного партнера) или финансового инвестора.
- Самому задаться вопросом кому нужен и зачем ваш бизнес в нынешнее время и соответственно сформировать портрет потенциального покупателя.
- Провести подготовку бизнеса к продаже, начиная от приведения в порядок правоустанавливающих документов, до консолидации важной информации необходимой для инвестора.
- Провести оценку стоимости бизнеса, при этом учитывать новые реалии состояния вашей ниши рынка, риски бизнеса в период войны, а также изменение текущих финансово-экономических показателей в 2022 году.
- Если вы хотите продать бизнес в это время, вы должны оставить в прошлом фразы по типу: «я вложил в этот бизнес значительно больше», «пойди найди на рынке дешевле», «попробуй построить за эти деньги сейчас», «мне недавно предлагали за это .. $ млн» и т.д.
- В переговорах с покупателями в это время нужна особая гибкость и договороспособность по условиям сделки (это может касаться формы оплаты, рассрочки по оплате, переходный период по сопровождению бизнеса, удержание платежей и т.д.).
- С поиском покупателей и сопровождением сделки вам смогут помочь профессиональные инвесткомпании и брокеры, которые обладают успешными технологиями и опытом продажи бизнеса, прямым доступом к широкому кругу инвесторов.
Как продать бизнес в Украине: пошаговое практическое руководство
Алексей Олейников, управляющий партнер InVenture о том как эффективно и быстро продать бизнес: от оценки стоимости бизнеса до прохождения due dilligence и структурирования сделки