Слияния и поглощения (M&A) - одна из важных составляющих корпоративной экономики. Сделки M&A могут быть как "костылем" для компаний, которые не могут расти самостоятельно и которым не хватает новых идей, так и стратегическим решением, превращающим двух бойцов в одного тяжеловеса, которого уже никто не сможет сдвинуть с места ни на внутреннем рынке, ни на глобальном.
10. Sanofi + Aventis, сумма сделки - $73,5 млрд
В 2004 г. французская Sanofi действовала под названием Sanofi-Synthélabo и мечтала покорить международный фармацевтический рынок. Для этого нужно было поглотить еще одного французского игрока - Aventis, но это было не так-то просто. Враждебное поглощение на сумму 47,8 млрд евро не состоялось, и совет директоров Aventis тут же начал размывать свой акционерный капитал в попытке исключить новые предложения от конкурента. Вмешалось правительство Франции, которое предложило компаниям слияние на выгодных условиях. Так появился гигант Sanofi-Aventis.9. Comcast + AT&T, сумма сделки - $76,1 млрд
Типичная сделка M&A: если не хочешь (или не можешь) поглотить всю компанию, скупай ее куски, которые тебе нужны. В 2001 г. медиаконгломерат Comcast купил подразделение AT&T под названием Broadband и тут же стал крупнейшим игроком на рынке кабельного телевидения США. Сумма сделки составила $76,1 млрд. Comcast убила двух зайцев, так как решила сразу две проблемы: во-первых, теперь она могла улучшить качество услуг и расширить географию собственной кабельной сети, во-вторых, ликвидировала главного конкурента на рынке.8. Royal Dutch Shell + Shell Transport & Trading, сумма сделки - $80,1 млрд
Эта странная сделка состоялась по одной простой причине: Shell - британско-голландская компания. И когда на заре XX века Royal Dutch Petroleum Company и Shell Transport & Trading в первый раз объединились, правительства двух стран настояли на том, чтобы они работали под отдельными брендами и не складывали активы в общую копилку. Только в 2004 г. было решено изменить статус-кво, и состоялась новая сделка. Таким образом, эта сделка была формальной. "Правая рука" дала "левой руке" деньги, и они положили кэш в общий карман.
7. Exxon + Mobil, сумма сделки - $80,3 млрд
Казалось бы, все просто: Exxon и Mobil объединились, и на рынке появилась третья крупнейшая компания в мире. Но история на самом деле гораздо интереснее. В 1911 г. Верховный суд США заставил Джона Рокфеллера раздробить компанию Standard Oil, которую признали монополистом на американском рынке. Это стало крупнейшим антимонопольным вердиктом в истории Америки. Через 77 лет два из тех "кусочков" нефтяной империи Рокфеллера объединились, и даже этого хватило, чтобы на рынке появился один из наиболее мощных игроков.
6. SBC + AT&T, сумма сделки - $83,1 млрд
AT&T уже давно не AT&T, а SBC, которая в свою очередь не SBC, а AT&T. Поясним: в рамках еще одного антимонопольного дела в 1984 г. гиганту AT&T пришлось разделить свой бизнес, и одним из новых игроков стал SouthWestern Bell. Он в 2005 г. выкупил свою бывшую материнскую компанию AT&T за $83,1 млрд, но это было не враждебное, а вполне дружественное поглощение. Все было спланировано заранее, и SBC отказалась от своего бренда в пользу AT&T. Более того, даже биржевой тикер сохранен за AT&T.
5. Pfizer + Warner-Lambert, сумма сделки - $87,3 млрд
Pfizer часто выходит на рынок M&A. Сегодня компания безуспешно пытается купить AstraZeneca, а в 2000 г. ей удалось заполучить Warner-Lambert за $87,3 млрд. Когда-то этот бизнес был простой аптекой, которая занималась производством собственных лекарств, но в итоге разработки Warner-Lambert превратили актив в один из самых привлекательных для поглощений на американском фармрынке.
4. Fortis, Banco Santander, Royal Bank of Scotland Group + ABN AMRO, сумма сделки - $100 млрд
Интересная пьеса с плохим концом. Крупные игроки европейского банковского рынка во главе с Fortis объединились, чтобы поглотить ABN AMRO, мощную голландскую финансовую компанию. Это было в 2007 г., а уже через год вспыхнул кризис, и финансовые позиции Fortis резко ухудшились. Эксперты говорят, что именно сделка с ABN AMRO привела к тому, что Fortis раскололся на части. Ему пришлось распродать львиную долю активов и возродить бизнес под маркой Ageas, ну а ABN AMRO был национализирован Голландией.
3. Altria - Phillip Morris International, сумма сделки - $107 млрд
Altria Group раньше носила название Phillip Morris Companies Inc. Так гораздо понятнее, что компания занимается производством сигарет, ведь бренд Phillip Morris известен на весь мир. Но именно такая известность стала помехой для развития бизнеса, и в 2003 г. компания провела ребрендинг, попытавшись избавиться от дурной славы производителя вредных товаров. Через четыре года было решено продать международный бизнес Phillip Morris International. В результате Altria владеет Phillip Morris USA, а на мировом рынке работает совершенно другой бизнес, продажа которого принесла бывшей материнской компании $107 млрд.2. Vodafone Airtouch + Mannesmann, сумма сделки - $185,1 млрд
Vodafone и Mannesmann были соперниками, но до поры до времени всех устраивало такое положение дел. Однако в конце 90-х гг. немецкий игрок вышел на рынок Великобритании - родную землю для Vodafone. В этот момент англичане почувствовали, как почва начинает уходить из-под ног и приступили к враждебному поглощению конкурента. Изначально немецкие власти и совет директоров Mannesmann выступили против сделки, но за $185,1 млрд актив все-таки решили продать. Сделка была закрыта в 2000 г.1. AOL + Time Warner Cable, сумма сделки - $186,2 млрд
Одно из самых неудачных поглощений в истории. Что мы знаем об AOL и Time Warner Cable сегодня? Первая компания - интернет-гигант из далекого прошлого, который забыт раз и навсегда, вторая - один из худших поставщиков кабельного телевидения и интернета, который периодически меняет владельцев. Что ж, в 2000 г. казалось, что все будет иначе. Крупнейшая сделка на рынке M&A должна была привести к созданию главного телекома. Не исключено, что именно $186,2 млрд, потраченные на поглощение, лишили AOL финансовой гибкости, а результатом стал ее крах и разделение двух компаний в 2009 г.