Украина вновь получила уникальную возможность своершить экономический рывок. Первые две возможности мы упустили, не выбрав европейский вектор развития в 1991 и 1994 годах. В 2005‑м власти не поняли важности проведения реформ, а кризис 2008‑го свел на нет все зачатки роста. С 2014‑го мы дальше всего продвинулись по пути модернизации, но и эту попытку нельзя назвать рывком. И вот новая возможность в 2019 году. Я считаю ее уникальной, отличной от предыдущих как минимум по двум причинам.
Во-первых, в стране нет кризиса: ВВП растет, внешний долг снижается, реальные доходы населения увеличиваются. И в то же время все международные партнеры заявили, что готовы нам помогать. Такого раньше не было: МВФ приходил, когда страну нужно было вытаскивать из кризиса взамен на необходимость проведения реформ, в которые сами правительства особо не верили. Поэтому в прошлые годы, выбираясь из кризисной ямы, элиты страны шли новым курсом по старым граблям к светлому будущему. Сейчас же кризиса нет, а деньги готовы давать Украине не только официальные кредиторы, но и инвесторы.
Во-вторых, в стране есть новый президент с рекордной поддержкой избирателей, который вскоре может получить большинство в парламенте, а программа его партии будет доминировать даже при формировании коалиции с другой политической силой. Такой ситуации не было ни у одного президента.
Дело за малым: политическая воля главы государства должна послужить импульсом для долгожданных структурных реформ, способных дать шанс экономическому рывку Украины. Их, в свою очередь, поддержат и население, и парламент, и международные партнеры. Об этом можно было лишь мечтать.
Я не буду останавливаться на реформах, описанных в программах кредиторов страны. Фактически это домашнее задание, которое Украине все равно придется выполнить: на фундаменте достигнутой макростабильности построить каркас устойчивого экономического развития, институты которого, с одной стороны, позволят поддерживать необходимый уровень безопасности в стране, а с другой — будут направлены на развитие человеческого потенциала рядового украинца. Ведь снижение уровня неравенства в обществе на фоне экономического роста — важная цель для государства.
Об этом можно было лишь мечтать. Теперь вопрос: что делать?
И все равно в этих программах нет прорывных идей, так необходимых Украине. Наша задача: обеспечивать рост на уровне 4−7% как минимум следующие 10 лет, чтобы показать сокращение отставания от основных стран-соседей — Польши, Словакии, Венгрии. Как результат, практически все действия должны быть направлены на повышение эффективности экономики.
Недавнее исследование McKinsey на основе опыта таких быстроразвивающихся стран, как Азербайджан, Индия, Казахстан, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, дает рекомендации по поводу того, как ускорить экономический рост. Рецепты непростые, но их можно адаптировать к украинским реалиям.
Во-первых, вопрос в демографии: главным приоритетом должно стать повышение качества и количества трудовых ресурсов — нам нужно больше рук и хорошо обученных голов. А значит, нужны инвестиции в образование и создание рабочих мест, в том числе для трудовых мигрантов. Иначе к 2035 году работать будет практически некому.
Во-вторых: фокус на повышении производительности труда, которая гораздо выше в частном секторе, чем в государственном. Важны ускоренное разгосударствление, дерегуляция — все, что может делать частный бизнес, должен делать частный бизнес. Государство должно по максимуму не мешать, как бы ни хотелось помочь.
Третий рецепт — создание внутреннего спроса. Другими словами, то, что мы производим — от товаров внутреннего потребления и машиностроения до IТ-решений, — должно находить своего покупателя, в том числе внутри страны. Речь не о протекционизме, а о том, что рост экономики за счет импорта не является успешным в долгосрочной перспективе.
Четвертое: развитие конкуренции и устранение внутренних монополий, в том числе олигархических.
И пятое: привлечение в Украину транснациональных корпораций с целью локализации производства внутри страны и включения Украины в глобальные цепочки создания стоимости. Если у нас будут расположены сотни филиалов международных предприятий, производящих товары на экспорт, то и рабочие места появятся, да и о безопасности страны иностранные партнеры станут заботиться больше.
Вопрос в одном: кто будет реализовывать такую политику? Уверен, что основная роль ляжет на плечи нового правительства.
В списке профессионального правительства, сформированный по оценкам опрошенных экспертов, я знаком со всеми. Эти люди могут реализовать прорывную стратегию реформ. Фактически теперь слово за президентом: готов ли он рискнуть и поставить на профессионалов, а не просто на лояльных людей.
Мы упустили четыре возможности за 28 лет. Давайте не упустим еще один шанс. Уникальный шанс для рывка.
Источник: НВ